Как сбросить путинскую зерновую удавку со всей планеты

В ближайшие недели фермеры по всей Украине попытаются собрать урожай пшеницы, и это может стать решающим или переломным моментом для глобальных поставок продовольствия, пишет директор программы «Окружающая среда и общество» Королевского института международных отношений.

Читайте также: Как распространяется мировой голод, устроенный Россией

В прошлом году Украина была пятым по величине экспортером пшеницы на мировой рынок. Вторжение России в феврале последовало за посадкой урожая озимой пшеницы, который, несмотря на российские танки, уже готов к сбору.

Но этот урожай будет заметно отличаться, поскольку война продолжается. Те фермеры, которые остались, опасаются неразорвавшихся ракет и боеприпасов, разбросанных по их полям. Некоторые фермеры на временно оккупированных территориях подумывают о том, чтобы сжечь урожай, а не рисковать потерять свои комбайны и тракторы, или свои жизни при его уборке, и отдавать его за бесценок россиянам.

Кризис усугубляется тем, что намеренная блокада Россией одесских портов препятствует отправке собранного в прошлом году зерна из Украины в страны, зависящие от импорта, такие как Египет, Ливия и Сомали, которые сейчас испытывают острую нужду.

Из оккупированных районов Украины поступают сообщения о незаконной перевозке зерна в порты Крыма или даже в Россию, где оно продается как российская продукция.

Украинское правительство утверждает, что было украдено зерна на сумму более 100 миллионов долларов (примерно 500 000 тонн).

Война одновременно подчеркнула зависимость развивающихся стран от импорта продовольствия и вызвала глобальную эскалацию цен, затронув как богатые, так и бедные страны и обнажив то, чего некоторые давно опасались: наши взаимосвязанные глобальные продовольственные системы слишком хрупки, чтобы справиться с такими потрясениями.

До войны Украина и Россия вместе обеспечивали 100% импорта пшеницы в Сомали, 80% — в Египет и 75% — в Судан. Если украинские порты останутся заблокированными, зерновые хранилища не будут опустошены, и новый урожай может просто сгнить на полях, в то время как миллионы людей будут голодать.

Блокада Одессы сочетается с оккупацией, осадой и нападением России на другие близлежащие порты, что фактически отрезает Украину от внешнего мира. Попытки вывезти продовольствие через автомобильные, железнодорожные и речные системы Украины не могут сравниться с возможностями балкеров, покидающих порты.

Отчасти этот кризис вызван прекращением экспорта из Украины, а отчасти — перебоями в поставках удобрений из России, Китая и Беларуси, начиная с осени прошлого года.

Россия является крупнейшим в мире экспортером удобрений. Перебои, включая экономические санкции, наложенные сейчас на экспорт российских и белорусских удобрений, означают, что цены на удобрения резко подскочили, и их не хватает.

Читайте также: В Сомали матери хоронят своих детей из-за голода, устроенного Россией

Наряду с пшеницей, Украина также является крупнейшим экспортером подсолнечного масла и четвертым по величине экспортером кукурузы. Препятствуя потоку зерна из этого региона-житницы, продовольствие становится мощным оружием в арсенале президента России Владимира Путина.

В этом нет ничего нового для поджигателей войны. На протяжении веков осадная тактика применялась для того, чтобы уморить население голодом.

Новым является то, что эта тактика применяется не для того, чтобы подчинить себе страну, подвергшуюся нападению, а для того, чтобы поразить наиболее уязвимые слои населения мира, чтобы создать политические рычаги влияния для России. Экспорт украденного зерна в качестве «российского» в страны-союзники России наносит еще большее оскорбление.

Призывы ООН срочно снять блокаду были встречены требованиями сначала отменить санкции против России. Кремль также отрицает обвинения в краже зерна.

Страны, в наибольшей степени зависящие от импорта продовольствия, теперь рискуют оказаться в критической ситуации. Директор Всемирной продовольственной программы недавно предупредил, что 45 стран находятся в шаге от голода, и по всему миру страдают беднейшие слои населения, потому что даже в более богатых странах, где поставки продовольствия не являются проблемой, цены на него все чаще становятся слишком высокими для бедных.

Агентства помощи сообщают, что им с трудом удается поддерживать работу в уязвимых странах и других государствах, таких далеких от Украины, как Перу, Шри-Ланка и Турция, которые сталкиваются с нестабильностью, поскольку население реагирует протестом на растущие цены и дефицит. Столкнувшись с проблемами внутреннего снабжения, 23 страны ограничили или запретили экспорт основных сельскохозяйственных культур и продовольствия, что, в свою очередь, привело к дальнейшему росту мировых цен и нарушению стабильности на рынках.

Непосредственная угроза вызывает глубокое беспокойство, еще и потому, что война в Украине, скорее всего, не закончится быстро.

Битва на истощение может затянуться на годы — и положение Украины как крупного мирового поставщика пшеницы и подсолнечного масла окажется под долгосрочной угрозой.

Экстремальная погода имеет значение

Это не первый раз в этом веке, когда мир страдает от продовольственного кризиса. В 2010 году экстремальная жара в Украине и России серьезно сказалась на урожае пшеницы. Это вызвало ажиотаж на мировом рынке; неадекватные политические меры подлили масла в огонь, а рост цен привел к росту продовольственной бедности и вызвал социальные волнения по всему миру, в том числе способствовал возникновению «арабской весны», последствия которой мы ощущаем и сегодня.

Аналогичный скачок цен на продовольствие произошел в 2007-2008 годах, вызванный целым рядом событий, включая засуху в Австралии. Продовольственная система также дала трещину во время пандемии Ковид-19, когда для многих доступ к продовольствию был ограничен.

Читайте также: Россия в отместку за санкции планирует устроить голод в Сирии

Если бы не экстремальные погодные условия в сочетании со стремительно растущими ценами на нефть и газ, а также проблемы с цепочками поставок, сегодняшний продовольственный кризис можно было бы преодолеть.

Но глобальная продовольственная система полагается на стабильность хорошей погоды и в то же время подрывает стабильность климата, создавая выбросы парниковых газов с угрожающей скоростью — около 30% всех выбросов связаны с продовольственной системой.

Отчасти это объясняется тем, что ископаемое топливо используется для всех целей — от обогрева теплиц до производства удобрений. (Энергия, необходимая для производства азотных удобрений, объясняет, почему Россия, будучи крупным производителем нефти, является ведущим производителем и экспортером). Значительные выбросы также происходят в результате расчистки земель под сельское хозяйство в сочетании с повышенным вниманием к производству дешевого мяса.

За последние 18 месяцев экстремальные погодные условия постигли фермеров по всему миру. Заморозки в Бразилии, засуха в Северной Америке, сильная жара в Индии, Италии, Франции и Испании, проливные дожди в Китае и наводнения в Южной Африке привели к повреждению или потере урожая. Климатические воздействия будут становиться все более частыми и интенсивными, делая систему еще более неустойчивой.

К сожалению, быстрых решений не существует. Традиционно реакция часто заключается в том, чтобы попытаться вернуться к статус-кво, а не улучшить систему.

За пределами эры дешевых продуктов питания

На протяжении 70 лет мы коллективно создавали систему питания, чтобы обеспечить избыток калорий как можно дешевле, уделяя мало внимания питанию. В результате мы получаем все более дешевые и более обработанные продукты питания, проходящие через длинные и сложные цепочки поставок, с вытекающими из этого последствиями для здоровья и окружающей среды.

Все, что происходит сейчас, означает, что эра дешевой еды может закончиться. Если это так, появятся другие решения.

Сельскому хозяйству необходимо отучиться от иглы ископаемого топлива. Использование меньшего количества удобрений для экономии денег и планеты может потребовать более экологичных способов ведения сельского хозяйства — укрепления основ, на которых держится сельское хозяйство, климата, почвы, воды и опылителей. Живые изгороди и деревья могут помочь стабилизировать почву, сохранить больше воды и обеспечить жильем существ, которые бесплатно борются с вредителями.

Во всем мире сегодня больше зерна скармливается скоту и используется для производства топлива, чем потребляется людьми. В Европейском Союзе, включая Великобританию, 61% всего производимого зерна идет на корм скоту, и только 23% съедается людьми. Небольшое изменение в количестве потребляемого мяса может потенциально высвободить много зерна или земли для производства продуктов питания — и при этом быть более здоровым.

Аналогичным образом, сокращение пищевых отходов становится моральным императивом. Во всем мире около пятой части всех продуктов питания, выращиваемых для человека, выбрасывается, и каждая часть становится бременем для системы.

На самом деле безопасность означает разнообразие внутренних и внешних маршрутов поставок, чтобы в случае, если что-то пойдет не так (подумайте о «коровьем бешенстве», «птичьем гриппе» или экстремальных погодных условиях), существовали альтернативы. Она также должна означать поставку здоровых и доступных продуктов питания. Но наша нынешняя система не обеспечивает этого.

Война в Украине показывает нам, насколько плохо продовольственная система обеспечивает людей и планету. Есть еще одна битва, за которую нужно бороться с новой силой — за будущее продовольственной системы.

Тим Бентон, директор программы «Окружающая среда и общество» Королевского института международных отношений

Источник

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!