Отсутствие службы внешней разведки в Канаде создает брешь в системе нацбезопасности

Канада является гордым членом разведывательного клуба, известного как «Пять глаз», который существует в различных формах с момента окончания Второй мировой войны и первоначально состоял из Великобритании и США, а теперь включает Канаду, Австралию и Новую Зеландию. «Пять глаз», безусловно, главная в мире сеть обмена разведывательной информацией, в которой очень секретные данные, включая SIGINT (сигнальную разведку), пересылаются туда-сюда между союзниками. Вся эта секретная информация может способствовать выработке более эффективной политики и принятию решений высшими должностными лицами канадского правительства.

И все же в Канаде все не так, как везде.

Канада — единственный член «Пяти глаз», не имеющий службы внешней разведки. Это давний вопрос, который время от времени поднимается на публике, но по состоянию на 2024 год он все еще не решен (и вряд ли будет решен в ближайшее время).

Что такое внешняя разведка? Разве все разведки не одинаковы по сути? Нет, не совсем, хотя одна форма может перетекать в другую, и часто так и происходит.

В Канаде различают внешнюю разведку и разведку безопасности, при этом разведка безопасности определяется как: «разведка, касающаяся деятельности, которая, как можно предположить на разумных основаниях, представляет собой угрозу безопасности Канады».

Между тем, внешняя разведка определяется как:»сбор информации или разведданных, касающихся возможностей, намерений или деятельности любого иностранного государства или группы иностранных государств или любого лица, не являющегося гражданином Канады, постоянным жителем Канады или канадской корпорацией». В двух словах, разведка безопасности призвана помешать тем, кто хочет причинить вред гражданам и стране (например, иностранным шпионам и террористам). Речь идет о сборе информации, чтобы защитить Канаду от угроз. CSIS разрешено вербовать, обрабатывать, оплачивать источники и направлять агентов в любую точку известной вселенной. Внешняя разведка предоставляет информацию, помогающую управлять отношениями с другими странами, речь идет о поиске  информации о возможностях, намерениях и деятельности государственных или индивидуальных субъектов в политической, дипломатической, оборонной и экономической сферах. Но у такой разведки в Канаде есть ограничения. Несмотря на свое название, CSIS одновременно является службой безопасности и внешней разведки, но ни при каких обстоятельствах не может собирать иностранные разведданные за рубежом. Она может собирать иностранную информацию лишь внутри Канады. Разве это логично? А ведь Канада является исключением: в США есть ЦРУ, в Великобритании — МI6, в Австралии — Австралийская секретная разведывательная служба, и даже в маленькой Новой Зеландии — Новозеландская служба разведки и безопасности. Поэтому остается открытым вопрос, почему Канада решила не иметь независимой внешней разведки и не разрешить CSIS собирать разведывательную информацию за пределами страны?

Политический футбол

Этот вопрос поднимался на протяжении десятилетий. Разработчики закона о CSIS решили ограничить функции нового агентства, настаивая на том, что оно должно быть гражданской внутренней разведкой, когда оно отделилось от КККП в 1984 году.

Правительство обещало рассмотреть вопрос о создании новой организации во время выборов 2006 года, но так и не приступило к этому.

Совсем недавно бывший советник по разведке национальной безопасности (NSIA) Джоди Томас заявил, что наличие канадских шпионов за рубежом не является приоритетом. Итак, что же мы имеем в результате?

Следует отметить, что в Канаде есть своеобразная служба внешней разведки: Учреждение безопасности коммуникаций. Но CSE — это орган сигнальной, а не человеческой разведки. Сигнальная разведка пассивна по своей природе. Это означает, что она может собирать информацию из того, что говорят или передают другие. В то время как человеческая разведка активна: вы можете сказать источнику, о чем спросить или что проверить. Хотя сигнальная разведка — важная часть разведки, она не дает полной картины происходящего.

Канаде нужен независимый голос в вопросах внешней разведки по целому ряду причин.

Когда речь идет о разведке «Пяти глаз», Канаду нельзя рассматривать только как принимающую и никогда не дающую информацию. Если Канада будет рассматриваться как партнер, не вносящий свой вклад, это приведет к упущенным экономическим и стратегическим возможностям (как, например, наше заметное отсутствие в AUKUS), снижению геополитического влияния и усилению изоляции, поскольку союзники оставляют Канаду, а враги набрасываются на нее за слабость. Последствия могут быть даже более серьезными, чем мы сейчас оцениваем — как далеко Канада может зайти с нашими союзниками, прежде чем рискует быть исключенной из Five Eyes вообще?

Более того, только мы, канадцы, можем определить и по-настоящему удовлетворить канадские интересы.

Да, союзники — это друзья, но иногда даже близкие приятели расходятся во мнениях. Канада не может ожидать, что другие будут так же внимательно следить за благополучием чужой страны, как за своим собственным. У них просто не будет тех же стимулов и мотиваций. Да и не должно быть. Общая безопасность и интересы Канады должны в конечном итоге находиться в руках канадцев.

Как будет выглядеть наша служба внешней разведки?

Насколько сложно будет создать совершенно новую службу внешней разведки? На самом деле, довольно сложно.

Самым простым подходом было бы поручить CSIS полностью выполнять эту функцию. Для этого потребуется лишь исключить из раздела 16 Закона о CSIS оговорку «в пределах Канады».

Однако для того, чтобы функция была действительно успешной, необходимо обеспечить ее надлежащими ресурсами и независимостью внутри организации. Например, создать отдельный директорат в рамках CSIS. Именно так поступает Новая Зеландия.

Что было бы сложнее сделать, так это создать организацию с нуля.

Нужно будет найти квалифицированных специалистов, провести их проверку, обучить и направить на работу. У министра общественной безопасности появится еще одно дело. Необходимо будет разработать политику и процедуры. Хотя общая сумма расходов неизвестна, можно предположить, что она будет исчисляться десятками миллионов долларов. Чтобы агенты могли безопасно работать за границей, необходимо разработать легенды. Необходимо будет заключить соглашения с союзниками. Защита источников должна быть приоритетной.

Внешняя разведка ставит перед собой задачи, которых нет у разведки безопасности.

Со времен холодной войны и в период после 11 сентября «Пять глаз» пришли к согласию относительно угроз, с которыми мы все сталкиваемся. Мы справедливо признали, что нам необходимо сотрудничать для защиты нашей коллективной безопасности.

Но внешняя разведка — гораздо более конкурентная игра. Да, Канада по-прежнему является близким союзником США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, но бывают случаи, когда даже партнеры соперничают в достижении одной цели. Например, это может быть связано с чисто национальными, а не международными причинами, такими как крупный экономический проект. Не всегда в национальных интересах делиться данными с нашими союзниками. Разведывательные службы, включая канадскую, могут ограничить доступ к некоторым данным для своих граждан (в бизнесе это называется «без посторонних», а в Канаде — «только канадские глаза»).

Печальная реальность

Несмотря на обременительные задачи, которые стоят перед новым шпионским органом, в Канаде вопрос представляется более или менее спорным. Ни одно правительство не сделало его приоритетным, и маловероятно, что таковым станет будущее. Причин такой незаинтересованности несколько. В отличие от партнеров по «Пяти глазам», Канада страдает от крайне неадекватной культуры разведки. Под этим я подразумеваю, что разведданные не ценятся или даже не читаются на регулярной основе высокопоставленными чиновниками, избранными и/или назначенными, вплоть до премьер-министра. Совсем недавно это было продемонстрировало фиаско вокруг иностранного вмешательства КНР в канадские федеральные выборы и последующим расследованием, которое показало, что разведданные, указывающие на явную угрозу демократии Канады, были просто пропущены мимо ушей высшим руководством страны.

Хотя речь идет о разведке в области безопасности, а не о внешней разведке, наличие независимого агентства, действующего за рубежом, способствовало бы нашему пониманию этих вредоносных субъектов.

Большинство политиков не считают безопасность и внешние отношения важными вопросами. На этих направлениях никогда не проигрывались и не выигрывались выборы. Канадские депутаты часто идут на поводу у диаспоры, и некоторым может показаться, что внимание к иностранной разведке расстроит избирателей. По иронии судьбы, наше многочисленное иммигрантское население могло бы стать отличным подспорьем для вербовки агентов в разведывательные службы; используя этих людей и их культурные и языковые знания, мы могли бы готовить для наших лидеров более качественную внешнюю разведку по глобальным вопросам.

Не задерживайте дыхание. В ближайшем будущем Канада не обзаведется собственным ЦРУ.

Мы останемся небольшим игроком на этом фронте. В результате правительство окажется в менее выгодном положении, когда дело дойдет до понимания того, что происходит за пределами границ Канады. И все же страна получает выгоду от иностранной разведки, которую  «пятиглазые друзья» Канады продолжать направлять в страну, которая отказывается вносить в общую разведку свой собственный вклад.

Фил Гурски, проработал 32 года в канадской разведке, в том числе 15 лет в CSIS и Антитеррористическом отделе OPP в качестве стратегического аналитика по терроризму. Он является автором шести книг о терроризме. 

Источник

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!