Как Вучич удерживает власть в Сербии

Образ Александра Вучича как скромного и внимательного национального лидера транслируется через дружественные сербскому правительству СМИ страны, которые остаются главным оружием президента в преддверии воскресных всеобщих выборов в Сербии.

Читайте также: В Сербии перед выборами обнаружили «заговор европейских спецслужб».

Крайне маловероятно, что СНС Вучича проиграет  на выборах 17 декабря, во многом благодаря умело созданному медийному имиджу президента. За десять лет, прошедших с момента прихода Вучича к власти, самая постоянная критика в его адрес касается эрозии свободы СМИ в стране-кандидате в Евросоюз, характеризующейся угрозами и даже физическими нападениями на журналистов. Организация «Репортеры без границ» ставит эту страну на одну из самых низких в Европе по индексу свободы прессы. Повсеместное присутствие Вучича на общественной арене практически невозможно отследить, но в преддверии выборов он почти ежедневно давал часовые интервью. Он любит как диковинные трюки, так и представлять себя сербским обывателем, который понимает упрямую гордость своей нации, даже когда жизнь мрачна. Имея аккаунт в TikTok, он совмещает блеск знаменитостей с приземленностью. С одной стороны, хвастается тем, что в 2017 году предоставил сербское гражданство актеру Рэйфу Файнсу из фильмов о Гарри Поттере: «Вы знали, что Лорд Волан-де-Морт — серб?» — а также развлекал Джонни Деппа и соучредителя Apple Стива Возняка в Белграде, где вручил им национальные награды. А еще есть его человеческая сторона, которую он демонстрирует, помогая восстанавливать сельские дома, переворачивая блины или поедая  свинину.

Что особенно важно, Вучич стремится служить фильтром, через который сербская общественность формирует свое мнение о внутренних и международных событиях.

«Все, что нации нужно знать об оппозиции или глобальных событиях, будет пересказано и объяснено им», — считают медиаэксперты.

Обходятся стороной острые вопросы, такие как решение Сербии не вводить санкции против Российской Федерации, а также ее напряженные отношения с южным соседом Косово. Вучич предлагает общественности средство успокоить ее совесть, повторяя такие заявления, как «мы должны гордиться нашей независимой внешней политикой», и откладывая сложные разговоры на более поздний срок.

По словам экспертов, средства массовой информации являются важнейшим инструментом в арсенале Вучича, гарантирующим, что общественность останется «неинформированной и насыщенной дезинформацией».

Он действует как крепость, защищающая повествование Вучича, тем самым защищая его от общественного внимания.

Сербия, как и остальная Европа, борется с ростом цен и инфляцией, отчасти из-за потрясений, вызванных полномасштабным вторжением России в Украину в феврале 2022 года.

Чтобы подчеркнуть свою приверженность защите простых граждан, Вучич устроил в начале театрализованную пресс-конференцию. Вооружившись корзиной для покупок, он представил ряд предметов первой необходимости для граждан — от стирального порошка и яблочного сока до картофеля и бюджетной колбасы, — а затем пообещал неизбежное снижение цен, превратив это событие в зрелище.

«Ему нравится, когда его представляют как человека, у которого есть решение всех проблем страны», — сказал Желько Бодрожич, глава Независимой ассоциации журналистов Сербии.

В другой раз он появился на экранах частных проправительственных телеканалов Pink и Happy, которые многие считают платформами для сенсационной бульварной журналистики. Он набросал на доске свое видение повышения зарплат в Сербии до уровня зарплат в соседних странах ЕС, таких как Хорватия, делая паузу только для того, чтобы поднять очки, скатывающиеся с его носа. Бодрожич подчеркнул, что сербы, не имеющие доступа к независимым каналам,  «не будут иметь представления о том, что происходит в Сербии».

Медиа-стратегия Вучича использует мощную формулу, сочетающую чувство мученичества с силой, играя двойную роль защитника и мотиватора сербского народа, одновременно укрепляя его устойчивость и воспитывая чувство жертвы.

«Вучич удовлетворяет потребность сербской общественности… чувствовать себя вечными жертвами, что они — избранный народ, которому угрожают», — объяснил Бодрожич.

В этом сценарии, когда Вучич выступает в роли защитника – будь то от инфляции, назойливых соседей или требований Запада – те, кто нападает на него, рассматриваются как враги народа.

Поскольку независимые журналисты в Сербии сталкиваются с постоянными угрозами своей безопасности, эта риторика, по мнению Бодрожича, «может побудить людей даже ненавидеть этих журналистов, несмотря на то, что они, вероятно, ничего о них не знают. Они хотят, чтобы граждане участвовали в угрозах и публичном линчевании журналистов». По данным Независимой ассоциации журналистов Сербии, только в этом году произошло 168 нападений на журналистов, в том числе восемь физических нападений и 118 случаев прямого давления. В 2020 году, худшем году с момента прихода к власти Вучича в 2017 году, на журналистов было совершено 31 физическое нападение. Бесчисленное количество журналистов были вынуждены покинуть профессию после того, как были уволены или ушли в отставку под давлением. Прессинг на СМИ преследует двойную цель: вызвать апатию среди противников Вучича и его социальных сетей и сплотить тех, кто согласен с его политикой. Это, объясняет Бодрожич, является самым серьезным последствием президентской стратегии: она приводит «средних людей к отвращению к политике и к апатии. Вучич рад исключить из избирательного процесса таких людей».

Источник

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!