На этой неделе премьер-министр Италии Джорджия Мелони представит крайне необходимый стратегический план для Африки. Но при нынешнем положении дел ему не хватает четкой стратегии и необходимого планирования.
Читайте также: Северная Африка станет ключевым поставщиком газа в Италию
28 и 29 января итальянское правительство проведет долгожданный саммит по Африке, на котором премьер-министр Джорджия Мелони представит стратегический план для континента. План назван в честь Энрико Маттеи, итальянского государственного администратора (основателя Eni), который в 1950-х годах выступал за то, чтобы Италия поддерживала правительства Северной Африки в развитии экономики и освоении природных ресурсов. Семьдесят лет спустя Мелони демонстрирует план Маттеи как жемчужину своей внешней политики, стремясь еще раз обновить подход Италии к африканскому континенту. Однако в нынешнем состоянии план далек от всеобъемлющего.
Глядя на предстоящий год, Италия не может позволить себе неопределенность в своей политике в отношении Африки: около 40 процентов ее газа поступает от африканских производителей, и это число будет только расти; ее участие в Сахеле и Северной Африке с целью смягчить растущую нестабильность и иностранное вмешательство временами было неосторожным; и несмотря на то, что 80 процентов нелегальных прибывших в Италию происходят из портов Северной Африки, попытки Рима сотрудничать в сфере миграции в основном провалились. Климатический и энергетический кризисы, политическая нестабильность и нелегальная миграция вряд ли исчезнут в ближайшее время. Детализируя план Маттеи, итальянское правительство поступило бы правильно, если бы перевело свою политику в Африке с реакции на действие, развивая сотрудничество с африканскими столицами для удовлетворения этих долгосрочных взаимных интересов.
Энрико Маттеи считал Африку новым полем битвы между Востоком и Западом. В какой-то степени это все еще может выглядеть так: от Судана до Мали Россия активизировала свое участие в Африке, в то время как китайская инициатива «Пояс и путь» усилила влияние страны на всем континенте. В прошлом подход, используемый Италией и Западом в целом, представлял собой действия по сдерживанию, а не основанные на взаимных интересах или сотрудничестве на равной основе – и многие африканцы вспоминают об этом с пренебрежением. Этому не способствует тот факт, что Италия никогда должным образом не обращалась к своему колониальному прошлому и в значительной степени игнорировала свою моральную ответственность за исправление ошибок в бывших колониях. Такое широко распространенное невежество является для Мелони благодатной почвой для того, чтобы представить план Маттеи как не грабительский для его африканских коллег. Вместо этого успех новых инициатив между Италией и африканским континентом требует глубокого исторического понимания и четкого предвидения их принятия.
Мелони — не первый итальянский премьер-министр, сосредоточивший внимание на укреплении отношений с Африкой. В 2007 году Романо Проди стал первым премьер-министром Италии, посетившим Африканский Союз. Позже Маттео Ренци удвоил свои усилия. В период с 2014 по 2016 год он объявил об открытии пяти новых посольств на континенте, одобрил новый закон о помощи в целях развития и посетил семь африканских столиц с целью стимулирования сотрудничества, инвестиций и укрепления отношений. Однако, в отличие от своих предшественников, Мелони, похоже, поняла, что для того, чтобы итальянское участие в Африке окупилось с точки зрения влияния, оно может сделать это только посредством многолетней стратегии, подкрепленной определенными политическими инструментами.
Однако, к сожалению, несмотря на понимание того, что они необходимы, содержание стратегии и политических инструментов остается загадкой. На данный момент правительство выпустило постановление о выделении 3 млн евро на создание структуры для управления этим планом. На данный момент понятно, что главным будет Палаццо Киджи (резиденция премьера Италии в Риме), но в этом нет ничего нового. Как и во многих других досье, Мелони обошел инструменты, традиционно используемые и, возможно, лучше оснащенные, такие как Фарнезина (министерство иностранных дел Италии), а также Итальянское агентство по сотрудничеству в целях развития, а также инструменты программирования и координации, разработанные законом о развитии сотрудничества. При таких темпах новой структуре плана Маттеи потребуется не менее шести месяцев, чтобы начать работать, а в то же время его стратегия, цели и финансирование остаются неизвестными.
Что касается стратегии, заявления премьер-министра предполагают, что план Маттеи направлен на стимулирование инвестиций на континенте с упором на энергоснабжение. Это кажется несколько устаревшим видением. Начинать политику инвестирования в африканскую ископаемую энергетику, одновременно оказывая давление на итальянскую экономику, чтобы она отказалась от ископаемого топлива, в лучшем случае кажется непоследовательным и требует большей предусмотрительности. Вместо этого план Маттеи должен сосредоточиться на развитии более перспективного энергоснабжения, которое принесет пользу Италии и ее стране-партнеру, следуя, например, новому соглашению Европейского Союза о зеленом водороде с Намибией.
Однако, прежде всего, многие африканские страны, с которыми Италия больше всего связана – будь то через сообщества мигрантов, как Сенегал, или историческим участием, как Эфиопия и Мозамбик – нуждаются в большем, чем просто энергетические сделки, и в некоторых случаях могут оказаться не в состоянии, чтобы войти в них. Действительно, в некоторых странах Сахеля, Северной Африки и Африканского Рога появляются признаки внутреннего конфликта. И в таких случаях поиск частных инвестиций на энергетические рынки Сахеля, где за последние три года произошло восемь переворотов, может оказаться трудным, как и отсутствие у государства потенциала для содействия и реализации такой сделки.
Здесь итальянским политикам следует начать с инвестирования в посреднические усилия. Подобный подход был бы полезен итальянским интересам, которые в основном озабочены стабильностью ближайших африканских стран, особенно в отношении миграционных потоков и нейтрализации влияния России и Китая. Это область, в которой Италия, опираясь на возможности как Фарнезины, так и гражданского общества, сумела достичь замечательных результатов в прошлом (например, мирное соглашение, подписанное в 1992 году между ФРЕЛИМО и РЕНАМО, положившее конец трехдесятилетней гражданской войне в Мозамбике). В дальнейшем правительству в Риме следовало бы еще раз привлечь в свое распоряжение эти инструменты сотрудничества в целях развития.
Что касается финансирования, Италия сталкивается с трудным бюджетом, а ресурсы, как правило, ограничены. Однако без денег ничего нельзя сделать, и тем более осязаемую политику для населения, в 23 раза превышающего население Италии. Африканские страны участвовали в многочисленных международных саммитах за последние два десятилетия, от Форума по сотрудничеству Китая и Африки, который проводится уже восьмой год, до Партнерства Африка-ЕС, где были обещаны существенные планы помощи. Без достаточных ресурсов итальянский план быстро померкнет в сравнении с ними. Чтобы не показаться ненадежным, провозглашенный Римом интерес к континенту должен быть подкреплен соответствующими бюджетными ассигнованиями. Мелони, которая среди своих первых инициатив сократила средства на сотрудничество в области иностранной помощи в бюджете на 2023 год, вместо этого должна предоставить Италии многолетнюю программу ассигнований, которая позволит стране достичь цели Организации Объединенных Наций в размере 0,7 процента ВВП на помощь в целях развития.
И наконец, замечание относительно названия плана: ностальгия может оказаться ловушкой. Использование имени антифашистского, прагматичного и дальновидного итальянца может вызывать воспоминания, но Италия и Африка больше не принадлежат Энрико Маттеи. Не может быть никакой итальянской политики в отношении Африки без Европы или против нее. Великий проект Италии для Африки может работать только в сочетании с проектами ЕС по посредничеству и стабилизации в Африке. В этом отношении правительство в Риме должно инициировать дальнейшие обязательства через Европейскую комиссию по усилению посреднических усилий в африканских конфликтах. Но для координации таких посреднических усилий потребуются средства, настойчивость, хорошие отношения с другими европейскими столицами (начиная с Парижа) и постоянная политическая приверженность, а не общие идеи, которые могут исчезнуть после избирательной кампании. Это будет испытание и возможность для Италии и Европы.
Лия Квартапель — депутат итальянского парламента от Демократической партии (ДП) с марта 2013 года и партийный лидер Комиссии по иностранным и европейским делам Палаты представителей. Она является членом Парламентской ассамблеи Европейского совета и итальянского правления Европейского совета по международным отношениям (EFCR). Получив степень магистра SOAS (Школы восточных и африканских исследований) в Лондоне и степень доктора философии в Университете экономики Павии, Лия Квартапель стала научным сотрудником Института ISPI и в первую очередь занимается экономическими проблемами Африки. В 2007 году она работала экономистом правительства Италии в Мозамбике.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet