Китайское шпионское агентство вводит цензуру на «плохие экономические новости»

В начале этого месяца руководство Китая провело ежегодную конференцию, на которой определило экономическую политику на следующий год, но именно разведывательное агентство первым сообщило о том, что там было решено в деталях. Странной показалась и строчка в заявлении, опубликованном в социальной сети WeChat Министерством государственной безопасности. В ней намекалось на подавление негативных мнений об экономике Китая. «Появились различные клише, порочащие китайскую экономику», — говорится в строке, появившейся в разделе, посвященном усилению контроля над незаконными действиями, связанными с экономической безопасностью. Далее говорится: «Распространяются ложные теории о «деградации Китая», чтобы напасть на уникальную систему Китая»

Среди выводов можно отметить следующее: в планировании экономической политики Китая, вероятно, происходят структурные изменения. Мы могли проследить это еще летом, когда министерство создало свой официальный аккаунт на популярной платформе WeChat. Первое сообщение в аккаунте, опубликованное 1 августа, содержало устрашающий заголовок: «Мы должны мобилизовать все китайское общество для пресечения и предотвращения шпионажа«. Было удивительно, что шпионское агентство так активно заявило о себе в WeChat. Тем не менее, пресечение деятельности шпионов и ведение контрразведывательной работы — это его основные функции. Защита китайской экономики не является таковой, хотя недавнее сообщение после Центральной экономической рабочей конференции, состоявшейся 11-12 декабря, и аналогичные сообщения после другого ключевого заседания по экономической политике в конце октября указывают на то, что министерство расширяет сферу своей деятельности и на плохие экономические новости.

«Как странно, — сказал китайский источник в экономической сфере, — что экономическая политика Китая на следующий год, которая только что была принята, была сначала разъяснена Министерством государственной безопасности».

Недавнее сообщение, намекающее на возможные репрессии, говорит о том, что даже те, кто объясняет ситуацию с ослабевающей китайской экономикой, используя объективные факты и цифры, могут оказаться под давлением. В худшем случае они рискуют быть задержанными, если скажут слишком много. Посты шпионского агентства в социальных сетях появились как раз в тот момент, когда в китайском интернете стали появляться мнения, опровергающие широко разрекламированную официальную точку зрения правительства о том, что экономика «восстанавливается». Экономические эксперты объясняют серьезную ситуацию, утверждая, что иностранные компании покидают Китай, частные компании теряют мотивацию, а доверие потребителей падает. Свои объяснения они сопровождают статистикой по притоку инвестиций, денежной массе и другим показателям. Во многих таких объяснениях нет прямой ссылки на мнение китайского правительства о том, что экономический рост обязательно достигнет официального целевого показателя в 5 %. Это важный момент, поскольку он указывает на то, что аналитики стремятся не попасть под жесткий контроль свободы слова в Китае. Разочарование китайских властей проявилось в последнем шаге подразделения национальной безопасности правительства. Министерство государственной безопасности теперь затрагивает экономические темы, несмотря на то, что его основная задача — следить за шпионами.

Министерство считает, что слишком реалистичные объяснения тяжелой экономической ситуации — или, говоря его языком, повторение ложной теории, выдвинутой иностранными силами, о том, что Китай находится в экономическом упадке, — угрожают нацбезопасности. В связи с этим компания сигнализирует, что к тем, кто негативно оценивает экономическую ситуацию, могут применять карательные меры.

Ситуация была предрешена еще 10 лет назад во время третьего пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Сессия состоялась в ноябре 2013 года, ровно через год после того, как Си Цзиньпин встал у руля партии, и должна была задать основное направление экономической политики Китая при Си. Однако сразу после третьего пленарного заседания в сообщениях государственных СМИ было объявлено о решении создать Комиссию по национальной безопасности. На первый взгляд, это решение не имело ничего общего с направлением экономической политики администрации Си, которое было в центре внимания, и многих оно застало врасплох. Однако внимание Си к национальной безопасности — это то, что повлияет на его экономическую политику в ближайшее десятилетие. Вероятно, сразу после принятия решения он высказал свои мысли, когда заявил, что создание комиссии и укрепление «централизованного руководства» национальной безопасностью является «первоочередной задачей». Он считал комиссию необходимой организацией для реализации долгосрочного режима. Большинство наблюдателей, включая большинство членов партии, не поняли, что стоит за этим решением и какое значение Си придает ему. Основное мнение заключалось в том, что комиссия будет иметь ограниченные полномочия и что это просто организация, призванная содействовать сотрудничеству между существующими административными институтами.

Это мнение развеялось, когда было объявлено полное название комиссии: Комиссия по национальной безопасности при Центральном комитете Коммунистической партии Китая. Это означало, что комиссия будет находиться под прямым контролем Центрального комитета партии, возглавляемого Си. Си станет главой комиссии. Цай Ци, близкий помощник Си, был назначен де-факто высшим должностным лицом, отвечающим за канцелярскую работу комиссии. Цай быстро поднялся по карьерной лестнице. В настоящее время он курирует вопросы национальной безопасности в качестве члена Постоянного комитета Политбюро, высшего руководящего органа партии. В течение следующих 10 лет комиссия постепенно укреплялась, как и законы, связанные с национальной безопасностью. При администрации Си были приняты закон о борьбе со шпионажем, закон о национальной безопасности, закон о борьбе с терроризмом и закон о национальной разведке. Эксперты сначала объясняли, что комиссия создана по образцу Совета национальной безопасности США и должна усилить координацию между различными подразделениями аппарата национальной безопасности Китая — полицией и армией, а также разведывательными и дипломатическими органами. Но с помощью вышеупомянутых законов власть и полномочия, связанные с национальной безопасностью страны, были, по сути, сосредоточены в руках Си. Также были усилены функции Министерства государственной безопасности по борьбе со шпионажем и Министерства общественной безопасности по охране общественного порядка.
Все это привело к таким событиям, как введение в действие закона о национальной безопасности Гонконга в 2020 году и задержание руководителя китайского филиала крупного японского производителя лекарств Astellas Pharma в начале этого года.

Китайским частным и иностранным компаниям, работающим в стране, не остается ничего другого, как обратить внимание на недавние действия влиятельных органов национальной безопасности, особенно на намеки Министерства государственной безопасности о возможных репрессиях. Теперь проведение деловых и экономических исследований может быть сопряжено с юридическими рисками.

Если экономические анализы и острые мнения, касающиеся бизнеса, будут подвергаться репрессиям, компании, работающие в Китае, будут чувствовать себя запуганными до такой степени, что начнут бездействовать. Это негативно скажется на учреждениях, чья миссия заключается в получении прибыли. Чтобы добиться успеха, необходимо иметь доступ к точной информации.

Кацудзи Накадзава — старший штатный писатель Nikkei в Токио. Семь лет проработал в Китае в качестве корреспондента и шефа китайского бюро. В 2014 году он стал лауреатом журналистской премии «Вон-Уэда».

Источник

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!