Учитывая трудности, с которыми сталкиваются США и ЕС при обеспечении поддержки последнего раунда помощи Украине, стоит задуматься о последствиях, которые повлечет за собой победа России.
Читайте также: Шведским ВМС пришло время вырасти для защиты Балтийского моря от России
Российская война в Украине окончательно приняла характер затяжной, и, как характерно для всякой затяжной войны, снижение воли противника к продолжению борьбы стало одной из важнейших целей. Ради достижения этих целей направлены военные и невоенные усилия Кремля. Ракетные обстрелы украинских городов на Рождество и Новый год, а также настойчивая работа российских спецслужб по подрыву поддержки Украины в странах НАТО и ЕС – осуществляемая с помощью многочисленных агентов влияния, включая политиков, журналистов и экспертов – предназначены для достижения этой цели.
В Украине, несмотря на уже почти два года разрушительного конфликта, более 74% населения по-прежнему выступают за продолжение войны до полного освобождения всех оккупированных территорий. Однако на Западе как общественные настроения, так и настроения правящих элит демонстрируют признаки усталости, что ставит под угрозу объемы военно-технической помощи Украине. Неспособность правительства США получить одобрение Конгресса на финансирование помощи Украине в 2024 году является примером успеха российских усилий, хотя и косвенного. Понятно, что если бы уровень поддержки Украины в американском обществе остался на уровне абсолютного большинства, как это было в 2022 году, отказ голосовать за выделение помощи был бы равносилен политическому самоубийству. Однако в конце 2023 года, несмотря на то, что 50% избирателей Республиканской партии по-прежнему поддерживают отправку вооружения и военной техники в Украину, такой отказ стал политической реальностью.
Учитывая, что угроза прекращения или хотя бы сокращения объемов помощи Украине в будущем будет только возрастать, стоит оценить последствия полной или даже частичной победы России. Для Украины последствия в основном очевидны. Путин не скрывает своих геноцидальных намерений уничтожить Украину как независимое государство и украинцев как отдельный народ. Продолжение войны необходимо для достижения этих целей, поскольку оно позволяет не только физически уничтожить тех украинцев, которые готовы оказать вооруженное сопротивление (так называемая «демилитаризация» в терминах «специальной военной операции» Кремля), но и создание условий, несовместимых с нормальной жизнью для миллионов мирных жителей – как на оккупированных территориях, так и в других регионах – вынуждающих покинуть Украину и искать убежища в других странах (так называемая «денацификация», которая по сути является не чем иным, как этническая чистка).
Благодаря помощи Запада Украина в настоящее время способна сдерживать российскую агрессию вдоль линии соприкосновения, наносить значительные ежедневные потери российским войскам, уничтожать большую часть ракет и беспилотников, с помощью которых Россия атакует гражданскую инфраструктуру, а также выводить из строя использование российской авиации. Хотя угроза мирному населению сохраняется, украинцы предпочитают оставаться в своей стране, и даже те, кто уехал за границу в первые месяцы российской агрессии, постепенно возвращаются в Украину. Число украинских беженцев в Европе постепенно сокращается: из 8 миллионов украинцев, бежавших от войны в 2022 году, в Европе осталось лишь около 4 миллионов. Но такая ситуация крайне хрупкая и напрямую зависит от оказания помощи Вооруженным силам Украины.
Даже кратковременная утрата Вооруженными силами Украины способности сдерживать российскую агрессию неизбежно нарушит нынешнее равновесие. Украинцы, несомненно, продолжат борьбу даже при таком сценарии, но она будет все больше носить характер иррегулярной повстанческой войны, в условиях которой будет практически невозможно удерживать большие территории под контролем Украины и тем более защищать гражданское население. Достаточно взглянуть на Сирию, чтобы представить природу такого противостояния. Методичное применение авиаударов и разрушение городов, сопротивляющихся российским войскам, не оставит Украине особых шансов даже в среднесрочной перспективе.
Очевидно, что если Украина потеряет поддержку Запада, Путин вполне может достичь своей цели — уничтожить украинцев как народ и стереть самую большую страну с карты Европы. Несмотря на очевидную трагичность этой ситуации для Украины, последствия ее поражения для Запада и особенно для США как лидера свободного мира были бы не менее катастрофическими.
Несмотря на то, что Запад предпочитает рассматривать эту войну как двусторонний конфликт между Россией и Украиной, российское руководство воспринимает и позиционирует ее как противостояние один на один с США и НАТО, где Украина выступает лишь прокси. Такое мнение широко распространено не только в самой России, но и в других автократических государствах и странах Глобального Юга. Таким образом, любая ситуация, которую Россия может выдать за победу, то есть любые достижения в результате ее агрессии, будет воспринята этими странами как прямое поражение Запада и США.
В то же время такое поражение будет воспринято как военное, где Запад – во главе с США – не имел достаточных военных средств для поддержки действий ВСУ, даже несмотря на то, что они не должны были участвовать со своими войсками. Это, несомненно, окажет очень негативное влияние на восприятие США как ведущей военной державы мира; это побудит такие страны, как Китай, Иран и Северная Корея, продолжить свою военную экспансию; и это также вынудит страны Глобального Юга искать особые отношения с этими странами, вытесняя США в качестве посредника в международной безопасности. Это еще больше подорвет позиции США на Глобальном Юге, которые и без того являются самыми слабыми со времен окончания Холодной войны. Это не только приведет к ослаблению возможностей Запада использовать военную инфраструктуру этих стран, но также ограничит доступ к их рынкам, а также возможность получать с них стратегические материалы.
Победа России в Украине, скорее всего, уничтожит НАТО, по крайней мере, в его нынешнем виде. С момента своего создания Альянс представлял собой соглашение между США и Европой, согласно которому США обязались защищать Европу от советской угрозы. В обмен на это, среди прочего, европейские страны предоставили в распоряжение США свою военную инфраструктуру, обязались развивать собственную обороноспособность, признали безоговорочное военное лидерство США в случае войны с СССР. После непродолжительного периода неопределенности относительно целей НАТО, последовавшего за распадом СССР, главная угроза Альянсу вновь исходит от России. Нежелание США предоставить Украине достаточное количество вооружений для победы в войне с Россией, где от США не требуется отправлять собственные войска, ставит под сомнение готовность США защищать отдельные страны НАТО от российской агрессии. Более того, учитывая тенденции в политике США по отказу от доктрины Эйзенхауэра в пользу изоляционизма, существует реальная угроза того, что в обозримом будущем правительство США может даже пересмотреть свои обязательства по оказанию военной помощи европейским странам.
Очевидно, что без американских войск, и особенно без американского ядерного зонтика, европейские страны не смогут защитить себя в случае полномасштабной войны с ядерным государством. Осознание высокого риска потери защиты США могут заставить лидеров европейских государств начать поиск двусторонних соглашений о безопасности с Россией или Китаем, каждый из которых может предложить выступить в качестве посредника в сфере безопасности, как это уже произошло на Ближнем Востоке. Несомненно, уход США из Европы – который был и остается главной целью сначала советских, а теперь и российских активных мер – был бы выгоден, чтобы заполнить образовавшийся вакуум влиянием России и Китая. Для США потеря Европы была бы эквивалентна потере статуса лидера свободного мира, а вместе с потерей европейских рынков это означало бы неизбежный конец эпохи политического, военного и экономического доминирования США.
Победа России в Украине разрушит современную систему глобальной ядерной безопасности, подтолкнув мир к неизбежному периоду ядерной войны. Уничтожение Украины, которая в 1993 году отказалась от третьего в мире арсенала ядерного оружия после получения гарантий безопасности от России, США и Великобритании, стало бы абсолютным аргументом в пользу идеи, что единственным средством защиты от агрессии является обладание собственным ядерным оружием. Сочетание российской обычной агрессии с угрозами применить ядерное оружие против Украины, а также готовность других гарантов принести Украину в жертву России, чтобы избежать ядерной эскалации, не оставляет места для любого неправильного толкования. Все больше и больше неядерных стран будут стремиться обзавестись собственным ядерным оружием. Учитывая рост числа стран, обладающих ядерными арсеналами, их практическое использование в конфликте является лишь вопросом времени. Нарушение табу на применение ядерного оружия создало бы новую реальность.
В то же время альтернативы разгрому России в Украине нет. Любая попытка заключить мирный договор с Россией, согласно которому Украина могла бы выжить в той или иной форме, несмотря на потерю территории и суверенитета, была бы просто еще одним Минским соглашением, а именно, предоставлением Путину стратегической паузы, необходимой для подготовки следующего этапа агрессии. Невозможно заставить Путина выполнить такую сделку, даже если бы она была заключена, и нет оснований полагать, что он добровольно воздержится от реализации своего первоначального плана по уничтожению Украины.
Между тем, победа над Россией в Украине остается вполне достижимой и требует лишь пересмотра подходов к поддержке Украины в этой войне. В нынешнем противостоянии Россия находится на пределе своих возможностей, направляя на поддержку войны около 30% своего госбюджета. В 2023 году война обошлась России примерно в 100 миллиардов долларов. Россия сохранит возможность продолжать войну на этом уровне до тех пор, пока цены на газ и нефть, продажа которых остается основным источником финансирования российского бюджета, останутся высокими. При этом издержки поддержки Украины со стороны западной коалиции остаются ниже затрат для России, несмотря на очевидное экономическое преимущество Запада. Более того, стоимость поддержки Украины по-прежнему меньше, чем стоимость войн США в Ираке и Афганистане, которые, по оценкам правительства США, обошлись налогоплательщикам в 1,7 триллиона долларов. Для сравнения, общая военная помощь Украине со стороны США за все время полномасштабной войны составила около 46 миллиардов долларов. Такая ситуация создает у российского руководства впечатление, что Западу не хватает заинтересованности в достижении победы Украины, и побуждает его продолжать агрессию.
Считается, что для эффективного наступления необходимо преимущество в силах и средствах 3 к 1 . Это правило вполне можно было бы применить и к финансированию военных операций. Единственное, что нужно для победы в этой войне, — это быть готовым на каждый доллар, выделенный Россией, направить на поддержку Украины три доллара. В 2024 году Россия снова потратит на войну около 100 миллиардов долларов. Западу даже не нужно тратить собственные деньги, чтобы применить правило 3 к 1: по странному совпадению ровно 300 миллиардов долларов российских резервов сейчас заблокированы на счетах за рубежом.
Александр Данилюк — рководитель Центра оборонных реформ, координатор межведомственной платформы по противодействию гибридным угрозам, которая осуществляет свою деятельность в рамках сотрудничества Украина-НАТО
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet