Reuters: Индийский океан может стать слабым местом Китая во время войны против Тайваня

Каждый день около 60 полностью загруженных очень крупных нефтяных танкеров курсируют между Персидским заливом и китайскими портами, перевозя около половины нефти, которая питает вторую по величине экономику мира. Когда суда входят в Южно-Китайское море, они курсируют по водам, которые все больше контролируются растущей армией Китая, с ракетных батарей и аэродромов на его базах на спорных островах и своим скрытным эсминцам типа 055. Но при пересечении Индийского океана в сопровождении танкеров, направляющихся из Африки и Бразилии, этим танкерам не хватает защиты на морском театре военных действий, где доминируют США.

Дюжина военных атташе и ученых говорят, что уязвимость сейчас тщательно изучается, поскольку западные военные и академические стратеги осторожно разыгрывают сценарии того, как конфликт с Китаем из-за Тайваня или где-либо еще в Восточной Азии может развиваться или обостряться. В условиях большой войны китайские нефтяные танкеры в Индийском океане «окажутся очень уязвимыми», сказал Дэвид Брюстер, специалист по безопасности из Австралийского национального университета.

«Китайские военно-морские корабли фактически оказались бы в ловушке в Индийском океане и… у них была бы незначительная поддержка с воздуха или ее вообще не было бы, потому что нет баз или объектов, на которые (Китай) мог бы положиться», — отметил он.

Четыре посланника и восемь аналитиков, знакомых с дискуссиями в западных и азиатских столицах, некоторые из которых говорили на условиях анонимности, заявили, что эта непреходящая слабость дает противникам Китая лестницу возможностей для эскалации, особенно в затяжном конфликте, таком как война России с Украиной. Эти сценарии варьируются от преследований и операций по пресечению китайского судоходства, которые могут перенаправить китайские военно-морские корабли в регион, до блокады и далее. В полномасштабной войне танкеры, способные перевозить 2 миллиона баррелей нефти, будут трофеями, которые можно будет потопить или захватить, что отражает военно-морские действия прошлого века, в которых комбатанты нападали на своих врагов на море.

Эти варианты могут быть использованы для того, чтобы отговорить Китай от начала действий или позже для повышения затрат на вторжение на Тайвань.

Менее ясно, как эта уязвимость смещает расчеты Пекина в сторону Тайваня, говорят источники.

Китайские стратеги знают об этой проблеме, но, согласно документам Народно-освободительной армии (НОАК) и отставным офицерам, в конечном итоге любое решение о начале военных действий будет принято президентом Си Цзиньпином. Глава Китая поручил НОАК быть готовой к вторжению на Тайвань к 2027 году, заявил в феврале директор Центрального разведывательного управления США Уильям Бернс. С момента прихода к власти в 2013 году Си Цзиньпин и другие лидеры Коммунистической партии подчеркивали важность модернизированных вооруженных сил, которые могут проецировать силу по всему миру и обеспечивать безопасность жизненно важных торговых путей Китая. Но на фоне опасений конфликта некоторые аналитики заявили, что Китаю будет трудно защитить эти линии жизни, даже несмотря на то, что его потребности в энергии возрастают, что затрудняет поддержание затяжной войны из-за Тайваня.

Китай импортировал 515,65 миллиона тонн сырой нефти за 11 месяцев до ноября, или 11,27 миллиона баррелей в день, показывают официальные данные.

По оценкам Пентагона, около 62% китайского импорта нефти и 17% импорта природного газа проходят через Малаккский пролив и Южно-Китайское море, ключевые ворота Индийского океана. Китай движется к диверсификации поставок: по данным таможни и государственных СМИ, на три трубопровода из России, Мьянмы и Казахстана придется около 10% его импорта сырой нефти в 2022 году. Западные санкции против Москвы после ее вторжения в Украину также привели к тому, что Китай стал накапливать больше дешевой нефти из России, своего главного поставщика. Еда – это более сложная картина. Импорт сои в Китай, используемой в качестве корма для животных, доставляется через Индийский океан, но другие товары, такие как калий, доставляются по другим маршрутам.

У Китая есть обширная сеть военных спутников, но есть только одна специализированная военная база и нет прикрытия с суши или моря для развертывания военно-морских сил в Индийском океане.

В своем октябрьском ежегодном докладе о вооруженных силах Китая Пентагон перечисляет 11 потенциальных китайских баз на окраинах океана, включая Пакистан, Танзанию и Шри-Ланку. Эти места отражают дипломатическую и коммерческую деятельность Китая в рамках инициативы Си Цзиньпина «Пояс и путь». Но они не превратились в твердый военный актив, поскольку не существует ни постоянного присутствия НОАК, ни общеизвестных гарантий доступа в случае конфликта, заявили атташе и азиатский дипломат. В докладе Пентагона, впервые в этом году, отмечается, что Китай по-прежнему «имеет мало возможностей для проецирования силы» в Индийском океане.

Первая зарубежная база Китая в Джибути, на западной окраине океана, открылась в 2017 году и принимает на своей территории 400 морских пехотинцев, что отражает участие Китая в международных пиратских патрулях в районе Африканского Рога с 2008 года. Но база не имеет аэродрома и окружена военными объектами семи других стран, включая США, Францию ​​и Великобританию.

Присутствие США в Индийском океане по-прежнему резко контрастирует, отражая наращивание их численности в период Холодной войны. Пятый флот США базируется в Бахрейне, а 7-й флот со штаб-квартирой в Японии базируется на Диего-Гарсия, атолле, находящемся под управлением Великобритании, с взлетно-посадочными полосами для дальних бомбардировщиков и лагуной, приспособленной для размещения американских авианосцев. На востоке Австралия усиливает патрулирование с использованием P-8 Poseidon и расширяет базу на западном побережье для британских и американских атомных подводных лодок и, в конечном итоге, своих будущих субмарин.

Чжоу Бо, старший полковник НОАК в отставке и научный сотрудник по безопасности в пекинском университете Цинхуа, сказал, что ему известно о зарубежных дебатах об уязвимостях Китая, но эти сценарии были гипотетическими.

Если Китай и Запад столкнутся в военном отношении в Индийском океане, такой конфликт по своей природе будет «почти неконтролируемым» по масштабу и местоположению, сказал Чжоу.

«На данный момент это крупная война, в которой участвуют многие страны», — сказал он. он сказал.

Тем не менее, по его словам, Китай будет постепенно расширять возможности развертывания и базирования, чтобы укрепить свои позиции.

Военные атташе и аналитики, отслеживающие развертывание сил в Индийском океане, говорят, что Китай обычно постоянно имеет четыре или пять наблюдательных судов, такое же количество военных кораблей и ударную подводную лодку. Но Китаю еще предстоит испытать свои самые мощные активы в Индийском океане, сказал один бывший аналитик западной разведки. Некоторые аналитики ожидают, что ситуация изменится, особенно учитывая, что в документах НОАК подчеркивается необходимость патрулей по защите линий снабжения в Индийском океане.  Хотя ВМС Китая держат свои подводные лодки с баллистическими ракетами с ядерным вооружением вблизи своей базы на острове Хайнань, ожидается, что его ударные подводные лодки будут иметь более широкий радиус действия по мере их улучшения.

«Мы видим, что они осторожны, определенно более осторожны, чем ожидалось», — сказал контр-адмирал США в отставке Майкл Макдевитт, который в книге 2020 года предсказал возможное крупное военное присутствие Китая в Индийском океане.

Даже если Китаю не удастся добиться доминирования, некоторые факторы могут сыграть в его пользу, говорят некоторые аналитики. Блокады сложно реализовать, учитывая нестабильность торговли, а нефть иногда продается в пути.

Отслеживание и контроль поставок будет огромной работой, поскольку операции против Китая должны будут обеспечить безопасность поставок в такие пункты назначения, как Япония, Южная Корея и Австралия.

«Вам просто не удастся заблокировать поставки противника и позволить своим продолжить работу», — сказал он. — сказал Брюстер.

Историки продолжают спорить об эффективности блокад Германии в Первой мировой войне и Японии во Второй мировой войне.

Тем не менее, Китай усвоил некоторые уроки. Он имеет стратегические и коммерческие запасы сырой нефти на 60 дней. У страны мало излишков природного газа, но он получает все большие объемы из трубопроводов, проходящих через Россию, Среднюю Азию и Мьянму.

Китай в значительной степени обеспечивает себя пшеницей и рисом и хранит большие запасы того и другого, хотя их количество остается государственной тайной.

В 2022 году вашингтонская американо-китайская комиссия по обзору экономики и безопасности обратилась к Пентагону с просьбой подготовить секретный доклад о военных требованиях блокады поставок энергоносителей в Китай, подробности ранее не сообщались.

«В докладе также следует рассмотреть вопрос о том, в какой степени Китай может удовлетворить свои энергетические потребности во время кризиса или конфликта за счет запасов, нормирования поставок и опираясь на наземные перевозки», — сказал он. сказала комиссия.

Источник

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!