Протесты начались на низовом уровне, но Россия активно использовала их в целях дезинформации, поскольку Кремль стремился посеять раскол и подорвать народную поддержку обороны Украины.
В последние недели пророссийские аккаунты в социальных сетях поделились сложным, но в корне вводящим в заблуждение видео, якобы показывающим, как французские фермеры сбрасывают навоз возле украинского посольства в Париже, и которое с тех пор стало вирусным. В ходе другого недавнего инцидента в Праге фермерский протест был быстро перехвачен буйными прокремлевскими активистами, в результате чего один из первоначальных организаторов пожаловался, что демонстрацию «украли».
Проще говоря, протесты европейских фермеров оказываются плодородными для российской пропаганды, а Кремль настойчиво стремится усилить, а в некоторых случаях даже перехватить их – и все это в ущерб как европейским политикам, принимающим решения, так и фермерам. И пришло время нам обратить на это внимание.
Попытка Москвы использовать разнообразные протестные движения в качестве оружия в собственных пропагандистских целях не должна вызывать удивления — это проверенный временем образ действий России. Та же картина наблюдалась во всем: от Black Lives Matter и восстания 6 января в США до антимигрантского движения Pegida в Германии, «Желтых жилетов» во Франции и ряда промежуточных движений против вакцинации.
Хотя Кремль не стоял непосредственно за возникновением какого-либо из этих движений, он стремился злонамеренно раздувать пламя, усиливая его через социальные сети и другие цифровые каналы, часто распространяя при этом дезинформацию. И это именно то, что происходит с протестами фермеров.
Конечно, это не отменяет законности недовольства фермеров. Однако крайне важно понять, как Москва использует эти события в своих целях.
Независимо от того, о каком протестном движении идет речь, первая цель Кремля всегда одна и та же: разжечь волнения, посеять тревогу и раздор и подорвать национальную сплоченность. Отвлечение внимания и тем самым ослабление западных правительств таким образом служит двойной цели: сделать их менее способными справляться с российскими угрозами, а также усилить экстремистские партии, которые, как правило, более благодушны и даже сочувствуют Москве.
В случае с фермерскими протестами непосредственная цель Кремля состоит в том, чтобы ослабить поддержку Киева со стороны Запада за счет чрезмерного акцента на некоторых нишевых проблемах, в частности, импорте украинской сельскохозяйственной продукции, в первую очередь курятины и зерна, на европейский рынок.
После того, как ЕС снизил тарифы на отдельные украинские товары в знак солидарности с раздираемой войной страной, европейские фермеры горько пожаловались, причем некоторые французские группы нацелились на главного производителя мяса птицы в Украине, МХП. Однако увеличение импорта птицы из Украины не оказало практического влияния на французских птицеводов, особенно с учетом того, что оно составляет менее 1 процента от общего объема импорта на французском рынке. Действительно, украинский импорт курятины отбирает долю рынка у других экспортирующих производителей из третьих стран, а не у европейских фермеров (93 процента курятины, экспортируемой во Францию, поступает из стран ЕС).
Но, учитывая роль МХП в «мягкой» обороне Украины, нападения на конгломерат вполне могут быть не случайными. В начале войны и на протяжении 2022 года МХП был крупнейшим поставщиком продуктов питания для украинских военных, выполняя эту роль по себестоимости и бесплатно для населения в целом. Компания также потратила 20 миллионов евро на поддержку семей своих многочисленных сотрудников, сражающихся в окопах с начала войны. Таким образом, компания стала одним из многих поставщиков как физической, так и психологической поддержки, которая поддерживает устойчивость Украины.
Поэтому, естественно, Москва заинтересована в том, чтобы продолжать усиливать обеспокоенность фермеров по поводу Украины, скрывая факты под шквалом дезинформации.
Эта спланированная шумиха по поводу курятины вписывается в более широкую модель порицания украинской сельскохозяйственной продукции в более широком смысле. Фермеры из Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии активно лоббируют в своих правительствах сохранение двусторонних запретов на импорт зерна из Украины с тех пор, как в конце 2023 года ЕС допустил истечение срока действия общеблокового запрета.
Но хотя такие разногласия внутри блока, безусловно, помогли России усилить трения между национальным уровнем и уровнем ЕС, более пристальный взгляд еще раз обнажает поверхностность ее паники.
В случае с пшеницей и кукурузой — двумя основными статьями импорта зерна в Украину — существует мало статистических данных, подтверждающих утверждения об их массовом притоке в ЕС, поскольку объемы их импорта «снижались по сравнению с пиковыми значениями в четвертом квартале 2022 года и первом квартале 2023 года еще до введения временного запрета». Эти выводы не должны вызывать удивления, учитывая, что сельскохозяйственная продукция Украины в основном направляется в третьи страны и не остается в ЕС.
Более того, вопрос экспорта является лишь одним из многих вопросов, связанных с сельским хозяйством и отношениями ЕС-Украина. Например, российские тролли доказали свою способность связывать потенциальное вступление Украины в ЕС с опасениями по поводу его влияния на европейское сельское хозяйство в более широком смысле, уделяя особое внимание Общей сельскохозяйственной политике (ЕАП) и преувеличивая известные заблуждения. Но правда в том, что Киев не может надеяться присоединиться к блоку минимум до 2030 года, и к тому времени в ЕС будет новый режим CAP. Переговорный процесс в преддверии истечения срока действия нынешних рамок в 2027 году станет подходящим моментом для рассмотрения такого воздействия – но не сейчас.
И давайте не будем забывать, что Украине также потребуется много времени, чтобы вернуться к прежнему уровню производства: страна пережила экоцид, и большая часть ее земель, заминированных Москвой, не будет снова пригодна для эксплуатации в течение десятилетий.
Таким образом, необходимо пересмотреть часто распространяемое мнение о том, что Украина, которая в настоящее время имеет менее строгие экологические и фитосанитарные стандарты, чем стандарты европейского сельского хозяйства, приведет к недобросовестной конкуренции. Более того, этот аргумент абсурден, поскольку, если Украина хочет присоединиться к европейскому блоку, ее сельскохозяйственный сектор должен будет применять те же стандарты, что и другие члены. То же самое относится и к затратам на рабочую силу — Украине придется адаптироваться к стандартам ЕС, а исторические преимущества, связанные с низкой заработной платой, сократятся.
Поддержка Украины выходит за рамки предоставления летальной помощи и включает поддержку ее важнейшего сельскохозяйственного сектора. Разрешение импорта курятины, зерна и других продуктов – это не просто жест солидарности, а стратегический шаг по поддержанию сопротивления Украины.
Мы должны видеть сквозь паутину лжи Кремля. И, если Европа хочет защитить как Украину, так и интересы ее фермеров, политики должны учитывать проблемы фермеров, одновременно защищаясь от дезинформации Кремля.
Николя Тензер — приглашенный профессор Sciences-Po Paris, старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики.
#активные мероприятия #ЕС #протест #Россия #фермер
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
TweetЧитайте также
-
КНДР договорилась о привлечении РФ к боевым действиям на своей территории — разведка -
Власти Молдовы заявили о вмешательстве РФ во второй тур президентских выборов -
В Сербии прошел антиправительственный протест — фото -
В боях за Украину погиб доброволец из Тайваня — CNA -
На основании доклада ЦОР Тайвань заблокировал поставки станков в РФ -
Финляндия заявила об опасности российского «теневого флота» для Балтики -
ФБР обвинило РФ в использовании фейков для срыва выборов в США -
Южная Корея расследует утечку данных агентов, шпионящих за КНДР -
Канада включила Индию в список киберугроз, обвинив ее шпионаже -
В Молдове сообщили о подвозе избирателей из РФ