Европейские санкции против РФ нуждаются в коррекции для большей эффективности

Хотя финансовые и торговые ограничения против России, инициируемые ЕС и США, изначально казались впечатляющими, они не оказали критического экономического воздействия, на которое надеялся Запад. Для того, чтобы максимально использовать потенциал санкций, участники должны решить проблемы координации и ввести целевые экспортные эмбарго.

Легендарный прусский фельдмаршал Гельмут фон Мольтке Старший заявил, что никакой боевой план не выживает при первом контакте с врагом. Вывод был в том, что командиры, которые выигрывают войны, не всегда те, у которых лучшие первоначальные планы, а те, которые быстро адаптируются к новой информации и условиям на местности.

Блестящая контрнаступательная операция украинской армии, вынудившая российские войска отступить на восток и юг Украины, – пример подтверждающий этот аспект.

Не таким блестящим примером служит попытка Запада использовать торговые и финансовые санкции для ограничения способности России вести войну. Здесь не все пошло по плану, и теперь становится ясно, что стратегию нужно корректировать. В этой связи мы выявили несколько шагов, которые сделали бы санкционный режим Запада более эффективным.

Первоначальный удар выглядел впечатляющим. Сразу после вторжения Соединенные Штаты, Европейский Союз и их союзники заморозили основную часть международных резервов России, исключили большинство российских банков из системы международных платежей SWIFT и запретили продажу многих товаров России (включая детали для авиационной техники и важные вооруженные системы). Они также неуклюже попытались ограничить способность России финансировать себя через экспорт нефти и газа: США ввели немедленное нефтяное эмбарго, в то время как ЕС объявил, что запретит большинство российских импортов нефти в течение 6-8 месяцев.

Кроме того, сотни иностранных компаний объявили о своем уходе с российского рынка. Но, хотя первоначальные прогнозы предполагали двузначное сокращение ВВП и обвал рубля, этого не произошло. МВФ ожидает, что ВВП России упадет на 3,4% в этом году, а рубль вырос примерно на 20% относительно уровня до начала войны.

Это не означает, что санкции, возглавляемые ЕС и США, не повлияли значительно на возможности российского президента Владимира Путина ведения войны. Однако они, безусловно, оказались менее эффективными, чем надеялись правительства США и Европы. Что пошло не так и что можно сделать для достижения большего воздействия?

Финансовые санкции направлены на использование влияния США и его союзников на международные финансы. Они особенно эффективны, когда применяются против стран с дефицитом бюджета. Финансовые санкции, препятствуя финансированию этих стран, вызывают макроэкономический шок, который обычно приводит к снижению импорта, выпуска и местной валюты.

Финансовые санкции гораздо менее эффективны против стран, которые, как и Россия, имеют дефицит бюджета, так как такие страны могут позволить себе оплачивать импорт средствами, заработанными на экспорте. В то время как финансовые санкции снижают экономическую эффективность и воздействуют на способность финансировать крупные и сложные проекты, эти последствия касаются будущего роста, а не текущего выпуска.

Эффективность торговых санкций также зависит от контекста, в котором они применяются. В частности, их успех зависит от способности каждой стороны перераспределять свой экспорт или импорт. Ввести санкции на экспорт в Россию не то же самое, что запретить импорт из России с точки зрения затрат и выгод.

До начала войны ЕС был практически так же зависим от импорта российской энергии, как и Россия от продажи своей нефти и газа в ЕС, что привело к де-факто двустороннему монополу. Но в то время как государственный нефтяной гигант «Роснефть» имеет доминирующее положение с российской стороны, в ЕС существует множество энергозависимых компаний в 27 странах-членах. Таким образом, в то время как Россия может действовать, ЕС может только бороться за собой. В то время как до начала войны Россия закупала 40% своих импортных товаров в ЕС, российский рынок представлял собой всего лишь 4% экспорта Европы.

Числа выглядят еще более благоприятно для коалиции против Путина, если учесть, что США и ЕС, вместе с оставшимися членами G7, Тайванем, Южной Кореей и Австралией, контролируют множество отраслей, включая авиацию, машиностроение и медицинские приборы. Для 30% продукции, импортируемой в Россию, доля коалиции на российском рынке превышала 70% до начала войны. Это позволяет США и их союзникам ограничивать доступ России к важным поставкам, что, согласно внутренним документам России, может иметь разрушительные экономические последствия в ближайшие годы.

Однако текущие санкции не используют полностью потенциал ограничения экспорта в Россию. Поскольку эти санкции ориентированы на капитальные товары, они влияют на производство постепенно, по мере устаревания существующего российского оборудования и необходимости его замены. Такие санкции не оказывают мгновенного воздействия на производство, которое могло бы оказать разрушительное воздействие на ключевые промежуточные поставки. Учитывая срочность усилий в военное время, мы должны выявить и нарушить импорт, необходимый России прямо сейчас.

Члены коалиции против Путина также, кажется, имеют серьезные проблемы с координацией. К середине октября ЕС запретил экспорт около 37% всех продуктов, производимых в Европе, в Россию, согласно данным Global Trade Alert. Эти продукты составляют 45% европейских экспортов в Россию до начала войны. Но почти половина продукции, которую ЕС запретил, не подпадает под ограничения экспорта США и наоборот, что позволяет России замещать поставщиков из коалиции.

В недавней статье мы разработали критерий для оценки эффективности текущих ограничений на экспорт и синтезировали наши выводы в единый критерий, позволяющий приоритезировать запреты на экспорт узко определенной продукции в Россию. Наш основной вывод прост: санкции в отношении экспорта в Россию, как правило, очень эффективны и приводят к процентным потерям ВВП, которые примерно в 100 раз больше для России, чем для стран, вводящих санкции.

Если бы санкции были основаны на нашем критерии и лучше скоординированы между членами коалиции, затраты, которые понесла бы Россия, увеличились бы примерно на 60% без дополнительных затрат для стран, вводящих санкции. Кроме того, есть значительное пространство для усиления потерь России путем ограничения большего количества продукции.

Война в Украине ведется как на поле боя, так и на экономическом фронте, миллионы людей жертвуют, чтобы защитить страну и ее демократию. Мы должны поддержать их, обеспечивая максимальную эффективность торговых санкций.

Рикардо ХаусманнУльрих Шеттер, Мухаммед Йылдирим — исследователи Центра международного развития Гарвардского университета.

Источник: Project Syndicate

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!