Как «монетизировали» потенциал ВПК и ВТС Украины

С распадом СССР раскололась существовавшая в прежнем правовом пространстве система военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, разрушилась когда-то цельная система управления ОПК единой страны. На время провозглашения независимости Украины в украинский ВПК (бывшие предприятия ВПК СССР на территории Украины) входило 3594 предприятия тесно интегрированных с российской «оборонкой», с работающими на них около 2,5 млн. человек. В чисто военном производстве было задействовано около 700 (в том числе, 205 производственных объединений и 139 научно-производственных объединений), с общей численностью 1,5 млн. человек. В частности, Украине досталась почти треть предприятий и конструкторских бюро ракетной и авиационной отраслей СССР (140 предприятий и институтов и 200 тыс. человек) на которых ежегодно выпускались до 350 самолетов. По оценкам экспертов, перечень вооружений и военной техники (ВВТ), производство которых Россия была неспособна производить без кооперации с Украиной (и некоторыми другими странами СНГ), включал все виды самолетов семейства Су, МиГ, вертолеты (запорожское предприятие «Мотор Сич» выпускало до 70% всех двигателей для российских вертолетов), дизельные подводные лодки, разные типы и виды надводных кораблей (корветы, противолодочные корабли, ракетные катера), танк Т-90А, РСЗО Смерч, ОТРК Искандер, различные радиолокационные станции, различные зенитно-ракетные системы типа ЗРС Тор-М2, ЗРС Бук-М2, ПЗРК Игла и Тунгуска и др. Но, уже к 1997 г. количество оборонных предприятий сократилось в пять раз, доля оборонного производства в украинской промышленности упала с 35% до 6%, около 550 предприятий и конструкторских бюро «самоликвидировались» или были закрыты, а число рабочих мест в отрасли сократилось в семь раз (но, по отчётам и докладам, в течение 1997-2001 гг. объемы экспорта продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения возросли вдвое).

С момента назначения в 2005 г. на должность МО Украины Анатолия Гриценко, «полковника авиации,  разбирающегося во всех типах летательных аппаратов СССР» (с его собственных слов), казалось, наконец-то, на должность министра назначен профессиональный военный (инженер-авиатор), обладающий техническими знаниями, владеющий английским, заявляющий о кардинальных реформах ВСУ, принципиальный и честный, пользующийся доверием Президента борец с коррупцией – уж он-то наведёт порядок во всех составляющих  военной сферы государства, в том числе, совершит «прорыв» в военно-техническом сотрудничестве Украины с другими странами. Ведь к этому времени уже существовал Указ Президента от 27 августа 2003 г. N913/2003 «Про Концепцію військово-технічного співробітництва України з іноземними державами на період до 2010 року». Но Концепция должна была обрести практическую реализацию….На внедрение «своих амбиций» министру было выделено несколько лет, в МО должен был внедряться принцип трех «П»: профессионализм, порядочность, патриотизм». 

Но, Анатолий Степанович выбрал простой и лёгкий путь, который до него прошли предыдущие (и по которому пойдут будущие) министры — распродажа армии и личное обогащение, тем самым, создавая предпосылки для аннексии Крыма и людских потерь на Донбассе (помнится, как в 2006 г. Министр обороны Украины А. Гриценко заявил: «...до 2017 г. Украина должна обеспечить абсолютно комфортное функционирование Черноморского флота на своей территории«…. А ведь этот «гадюшник», под названием ЧФ, должен был разворотить Министр обороны Украины…

В сфере ВТС всё тоже начиналось прекрасно. «Прогрессивный» министр начал активную деятельность в виде «визитов-обещаний», с помпой обставленных и разрекламированных придворной прессой. Уже в конце апреля 2005 г. Гриценко выехал в Москву на встречу с МО РФ С.Ивановым для подписания Плана ВТС с Россией… В 2007 г. подписал Договор об оборонно-промышленном сотрудничестве с Турцией. «Обговорил пути сотрудничества в судостроении, авиационной и аэрокосмической отраслях, сфере высокотехнологичной электроники»! Как красиво звучало… Украинский министр обозначил возможности осуществления совместного «прорывного» проекта по объединению усилий в сфере разработки корветов с последующим выходом на рынки стран НАТО. В этом проекте планировалось задействовать «…сотни украинских и турецких предприятий» (ни больше ни меньше), которые будут производить оружие, системы управления, навигации и другое сложное оборудование… Кроме того, при Гриценко в 2007 г. подготовлен проект Договора по ВТС с «самой» Албанией! Представляете размах обещаний и «прожэктов»?! А ведь это на государственном уровне!!!

Для подтверждения «выдающихся» достижений министра была издана «Белая книга — 2005, 2006» (скорее дорогой рекламный проспект об успехах министра), где говорилось и о достижениях в сфере ОПК и ВТС: «...в течение 2005 г. Министерством обороны были восстановлены отношения с ведущими предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса, детально (!!!) изучены их возможности (наверное, по обогащению). Впервые за последние пять лет прикладные исследования выполнены в полном объеме и без задолженности Министерства. Ведутся переговоры с иностранными компаниями по модернизации ВВТ Вооруженных Сил Украины: с французской компанией SAGEM — о модернизации вертолетов Ми-24 и с итальянской Iveko Fiat — о поставках двигателей для бронированных машин»…. А тем временем, в 2010 г., по данным Министерства промышленной политики Украины, в интересах обороны в стране работало всего 143 предприятия. А в 2011 г. Украина выпала из десятки основных глобальных поставщиков вооружений, заняв 12-е место. Чем не «достижение» чиновников от МО и Укрспецэкспорта..

А Анатолий Степанович уже возглавлял Комитет ВР. «Военно-техническое сотрудничество (ВТС) является одним из наиболее важных направлений международной деятельности технологически развитых стран мира, которое не только укрепляет позиции государства на международной арене, но, и уменьшает бюджетную нагрузку при создании новых вооружений, принося ощутимые прибыли государству. «Прибыли» оно, действительно принесло, так как, министру и его окружению с высокими покровителями, проще было распродавать за бесценок технику и вооружение ВСУ, чем серьёзно заниматься ВТС с обещанными контрактами на поставку нового вооружения. Подписывая серьёзные договоры и контракты по ВТС, Анатолий Степанович думал прежде всего о своём политическом «имидже» и своей «роли в истории», в которую можно войти, а можно «влипнуть». Присутствие в заключённых контрактах и сделках МО и «Укрспецэкспорта» всевозможных фирм-прокладок, перечисление денег через офшоры, лишь подтверждало, что «старая мафия» торговцев оружием была непобедима, потому что «первый непроходной» не собирался её побеждать. Объёмы «дерибана» с прибыли от заключённых многомиллионных контрактов требовали и предприимчивого «смотрящего». «Порядочный полковник» выбрал не менее «порядочного» В.Кредисова, известного афериста и фигуранта целого ряда уголовных дел, дважды побывавшего в СИЗО и не помешало даже то, что на момент назначения замминистра тот пребывал в статусе подследственного!  

Принцип трёх «П» так и не заработал…Вряд ли он «заработает» и у кандидата Гриценко — «бывшего лучшего, но опального стрелка«, ставшего жертвой недалекого В. Ющенко, хитрой Тимошенко, злобного Порошенко и прочих, мешающим ему стать, политиком N 1 в стране, которую он несколько лет «Порядочно, Профессионально, Патриотично» грабил,  унижая саму страну и её народ.. В Украине пятый год война, гибнут солдаты и простые люди, гибнут потому что политики думают не о народе, а о своём «кармане». Где результаты заключённых контрактов, где новое вооружение и техника, системы управления, навигации и связи, хочется спросить у нынешнего кандидата в Президенты!

Полковник Дмитрий Соболев, экс-сотрудник Главного управления разведки Украины, специально для Guildhall.

 

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!