Как Европа блокирует России доставку нефти в любую точку мира

Эмбарго Европейского Союза на 90% нефти, импортируемой из России, является самым жестким наказанием Кремля с тех пор, как президент Владимир Путин отдал приказ о вторжении в Украину. Но меньшая часть последнего пакета санкций может оказаться не менее значимой. Запрет на страхование судов с российской нефтью затруднит для Москвы перенаправление сотен тысяч баррелей в день другим покупателям в Индии и Китае, пишет CNN.

Читайте также: Европе нужен максимально быстрый отказ от нефти, газа и урана из РФ – немецкий европарламентарий

«Нацеленность на страховую сторону дела — это лучший шанс остановить потоки российской нефти, а не просто перенаправить их», — сказал Мэтт Смит, ведущий нефтяной аналитик компании Kpler, занимающейся анализом рынка.

Европейский союз объявил, что после шестимесячного переходного периода компаниям ЕС будет запрещено страховать и финансировать транспортировку российской нефти в третьи страны.

«Это особенно затруднит для России дальнейший экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в другие страны мира, поскольку операторы ЕС являются важными поставщиками таких услуг», — говорится в заявлении Комиссии, исполнительного органа ЕС.

Ожидается, что Великобритания присоединится к усилиям ЕС. Это еще больше затянет тиски, поскольку Лондонский Ллойдс на протяжении веков был центром рынка морского страхования.

До сих пор России удавалось смягчить удар от падения экспорта в Европу, привлекая других клиентов значительными скидками. Но если суда не смогут получить страховку, необходимую для доставки грузов, то в ближайшей перспективе это станет гораздо сложнее.

«Ограничения на страхование российских судов имеют огромное значение и являются основной причиной, по которой мы предполагаем, что не все российские баррели могут быть просто перенаправлены из Европы в другие страны, в частности, в Китай и Индию», — сказал Шин Ким, руководитель отдела анализа поставок и производства в S&P Global Commodity Insights. «Запрет добавит политических и экономических сложностей в перемещение российской нефти».

Фактор Китая и Индии

Запрет ЕС на морские перевозки российской нефти вводится постепенно. Но европейские покупатели уже отступили, желая избежать сложностей с логистикой и репутационного ущерба.

Согласно данным Kpler, экспорт в Северо-Западную Европу упал с 1,08 млн баррелей в день в январе до чуть менее 325 000 баррелей в день в мае. Давление со стороны Запада вынудило Россию сократить производство, которое, как заявило в апреле министерство экономики страны, может упасть в этом году на 17%.

Читайте также: Центробанк РФ признал угрозу от нефтяного эмбарго: вырастут цены и упадет рубль

Однако, рост экспорта в Азию помог компенсировать значительную часть этих потерь. Китай и Индия, пользуясь огромными ценовыми скидками, импортировали в мае около 938 700 баррелей в день, согласно данным Kpler. В январе импорт из этих двух стран составил всего 170 800 баррелей в день.

«Прошло три месяца после начала войны, а экспорт российской нефти все еще продолжается», — говорит Смит. «Их просто перенаправляют и находят новые места».

Запрет ЕС на страхование перевозок российской нефти направлен именно на решение этой проблемы. Если Великобритания пойдет на сотрудничество, то Индии будет гораздо сложнее восполнить недостаток. То же самое касается и Китая, где ожидается рост спроса на топливо в связи с ослаблением ограничений, связанных с коронавирусом в крупных городах.

Страховой рынок также включает в себя сеть перестраховщиков, которые помогают объединить риски. Многие из этих фирм базируются в Европе.

«По крайней мере, на первых порах, я думаю, это окажет огромное влияние на рынок», — сказал Ли Ханссон, партнер в группе по обеспечению соблюдения глобального законодательства в юридической фирме Reed Smith.

Закрытие России доступа на другие рынки будет иметь желаемый эффект затягивания гаек Москве.

Страхование как оружие

Нефтепереработчики и другие импортеры — не единственные, кто заботится о том, чтобы суда, перевозящие сырую нефть, имели приемлемую страховку.

«Незастрахованным или недостаточно застрахованным судам не разрешат войти в любой крупный порт или пройти через такие важные судоходные узлы, как Босфор или Суэцкий канал», — написал в блоге Фонда Карнеги за международный мир Сергей Вакуленко, энергетический аналитик из Германии.

Читайте также: В парламенте Латвии призывают все страны ЕС развивать инфраструктуру для энергонезависимости от РФ

Финансовые учреждения также опасаются нарушить санкции, которые могут привести к огромным штрафам со стороны регулирующих органов.

«Это не просто сделка, в которой участвуют нефтепереработчик и российский производитель», — сказал Ричард Бронз, глава отдела геополитики в Energy Aspects, исследовательской консалтинговой компании, базирующейся в Лондоне. «В сделку должны быть вовлечены все остальные стороны».

Россия поклялась обойти новые правила, опираясь на государственные гарантии, которые теоретически могут быть использованы вместо традиционного страхового покрытия.

Агентство Рейтер сообщило, что контролируемая государством Российская национальная перестраховочная компания в настоящее время является основным перестраховщиком российских судов.

«Эта проблема решаема», — заявил Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности России, на своем официальном канале в Telegram. «Вопрос страхования поставок может быть закрыт через государственные гарантии в рамках международных соглашений с третьими странами. Россия всегда была ответственным и надежным партнером, и будет оставаться им и впредь».

Но далеко не все будут считать это адекватным решением — особенно, учитывая вопросы о том, сможет ли Россия выплачивать претензии, если это потребуется, пока она находится под жесткими санкциями.

«Будет гораздо больше сомнений», — сказал Бронз. «Я думаю, это сузит круг стран, которые готовы покупать».

Юлия Горовиц

Источник

# # # # # # # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!