«Особый статус Донбасса» необходим России для вторжения в Украину

Вот уже почти год Россия осуществляет провокации на границах Украины, периодически накапливая на них значительные военные силы. Конечно, подобное поведение Российской Федерации имело место и ранее.

Читайте также: Спецслужбы РФ продолжают работать над подготовкой провокаций на Донбассе

Главным отличием от предыдущих случаев агрессивных действий России является высокий уровень уверенности американского руководства в том, что на этот раз Москва готова использовать свои войска для нового полномасштабного вторжения в Украину. Мнение украинского руководства отличается, и оно считает, что Кремль блефует, чтобы добиться уступок, запугать украинцев и подорвать украинскую экономику.

Великобритания, в свою очередь, сообщает об угрозе переворота и установления пророссийского режима, называя даже имена вероятных лидеров этого режима — в основном представителей режима Януковича, которые живут в России с 2014 года.

Такие различия в оценках намерений и действий России дезориентируют не только наблюдателей, но и государственных чиновников. Это приводит не только к трудностям в разработке совместной стратегии, но и к недопониманию и даже публичным спорам между членами международной проукраинской коалиции. Причина столь разной оценки того, чего Россия пытается добиться своими действиями и что она на самом деле готова сделать против Украины, очень проста. Каждый из оценщиков смотрит на ситуацию под своим углом, игнорируя тот факт, что для понимания общей картины необходима совместная оценка. В конце концов, проанализировав все прогнозы и представив их в правильном хронологическом порядке, мы убеждены, что все предвидения в той или иной степени верны и лишь дополняют друг друга, а не исключают.

Эта задача значительно упрощается тем, что в последние дни Россия четко сформулировала свою дипломатическую цель, достижение которой должно стать ценой деэскалации нынешней военной угрозы для Украины. Министр иностранных дел России Сергей Лавров не только заявил, что Россия ожидает, что Запад заставит Украину выполнить так называемые Минские соглашения, но и подчеркнул, что такие обязательства были взяты президентом США Джо Байденом во время переговоров с Путиным в Женеве летом 2021 года. Российская версия этого выполнения хорошо известна и требует, чтобы Украина де-факто признала российские марионеточные режимы Донбасса без вывода российских войск из Украины. Правильная оценка цели Кремля и неизбежных последствий выполнения этого требования позволяет окончательно раскрыть планы и намерения России в этой масштабной многоплановой операции, направленной на окончательное уничтожение Украины как государства.

Читайте также: Нормандский формат ожил, представитель России занервничал

Хотя Москва публично заявляет, что предоставление особого статуса оккупированным территориям — это путь к прочному миру с Россией, на самом деле предоставление этого статуса является необходимым условием, которого не хватает России для осуществления военного вторжения в Украину. Россия блефует, угрожая Украине неизбежным военным вторжением, чтобы создать предпосылки, которые не только сделают это вторжение возможным с военной точки зрения, но и фактически снимут с России всякую ответственность за него.

Традиционный подход Российской Федерации к гибридной войне предполагает внутреннюю дестабилизацию страны, против которой ведется такая агрессия. Это усложняет или даже полностью парализует систему политического и военного командования и контроля, а также создает возможности для правдоподобного отрицания участия России в агрессии на ранних стадиях, дальнейшего позиционирования вторжения как гуманитарного, что также является традиционными элементами гибридного инструментария России. Такая дестабилизация особенно важна в случае агрессии против Украины, чьи вооруженные силы в противном случае были бы способны отразить нападение России.

Читайте также: Отвергнутая Россия: чем Путин ответит на отказ НАТО по «гарантиям безопасности»

Средством для такой дестабилизации является согласие правительства Украины на предоставление особого статуса оккупированным территориям без восстановления там государственного контроля. Такое согласие абсолютно неприемлемо для наиболее активной части общества. Даже попытка поставить такой вопрос на голосование в парламенте неизбежно приведет к массовым протестам с участием ветеранов украинско-российской войны. Используя своих агентов влияния среди украинских ветеранов и представителей ультраправых организаций (значительное количество российских граждан проникло в эти организации под видом российских добровольцев), Россия может легко сделать эти протесты насильственными. Эти же лица могут впоследствии взять на себя ответственность за убийства высокопоставленных украинских чиновников, демонтаж критической инфраструктуры и систем связи, который будет осуществляться переодетыми российскими спецназовцами.

В такой ситуации, которая с помощью международных СМИ будет представлена как ультраправый переворот, встретив лишь минимальное сопротивление со стороны дезорганизованных Вооруженных сил Украины, Россия сможет начать военное вторжение под предлогом необходимости защиты русскоязычного населения на востоке и юге Украины. Такое вторжение, скорее всего, будет сопровождаться созданием пророссийского марионеточного правительства в Харькове. При таких условиях риск негативных последствий для России будет минимальным.

Несмотря на совершенство этого плана, у него есть и уязвимые места. Главная уязвимость этого плана заключается в том, что он не может быть реализован без принятия требований российского правительства о предоставлении особого статуса оккупированному Донбассу. К счастью, украинское правительство не спешит попасть в эту ловушку, и лучшее, что сейчас может сделать Запад, это прекратить давление на Украину, чтобы заставить ее пойти на эти уступки. Западу необходимо осознать, что с помощью Минского процесса Кремль не стремится к мирному урегулированию в Украине, а создает для себя удобные условия для продолжения агрессии.

Александр Данилюк, руководитель Центра оборонных реформ, координатор межведомственной платформы по противодействию гибридным угрозам, которая осуществляет свою деятельность в рамках сотрудничества Украина-НАТО.

Источник

# # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!