Rzeczpospolita (Польша): активная роль Путина в дестабилизации Казахстана не вызывает ни малейшего сомнения

По мнению публициста Богуслава Хработы, активная роль Владимира Путина в дестабилизации южного соседа не вызывает ни малейшего сомнения, пишет 10 января польское издание Rzeczpospolita.

Читайте также: Дочь Назарбаева вывела из Казахстана сотни миллионов. Купила особняк и самолет

Понедельник 10 января в Казахстане объявлен днем национального траура по решению президента Токаева. В ходе беспорядков, по крайней мере, согласно официальным заявлениям, было убито 164 человека, но угроза была гораздо серьезнее. В телевизионном обращении в пятницу Токаев заявил, что на страну напали 20 000 боевиков, прошедших иностранную подготовку.

Где они проходиои иностранную подготовку? Это неизвестно. Известно лишь то, что президент Токаев, как и большинство диктаторов, обвиняет в беспорядках иностранные государства и независимые СМИ.

Читайте также: Против кого боремся? Таджикистан потребовал от ОДКБ единый список террористов

Это явный признак изоляционизма и сигнал к введению жесткой цензуры. В то же время тысячи людей были арестованы, а в политических кругах, после смещения Назарбаева с поста главы Совета национальной безопасности, проводятся чистки людей, связанных с ним. Вероятно, это конец важного этапа в истории Казахстана, который заключался в попытке построить относительно независимое государство в Центральной Азии, чтобы уравновесить влияние Востока и Запада.

Прежде всего, следует спросить, возможно ли это вообще. В реальности конца 1990-х годов это, несомненно, было так. Распад СССР и кризис в России благоприятствовали усилению Казахстана, богатого природными ресурсами. Новым государством управлял безжалостный, но компетентный и харизматичный лидер, а миру нужна была стабильность в регионе.

Назарбаев заключал сделки с русскими, но имел собственные амбиции. Он привлек американские и китайские инвестиции, перенес столицу из постсоветской Алматы в современную Астану и, помимо культа личности, создал азиатский миф об этническом Казахстане как противовесе России. В 2017 году он даже решил заменить кириллицу на латиницу.

Читайте также: В Казахстане началась кадровая чистка в высших эшелонах власти

Это не могло понравиться Кремлю. Уход с поста президента в 2019 году и передача его Касым-Жомарту Токаеву были явным предвестником проблем. Некоторые интерпретировали это событие как начало курса на демократизацию страны, но с сегодняшней точки зрения трудно судить об этом иначе, чем как о неудаче в процессе политической преемственности после Назарбаева.

Возможно, мы узнаем больше подробностей о том, что произошло в Казахстане позже, но кажется вполне разумным предположить, что процесс преемственности был намеренно нарушен русскими. Тем более, что Кремль уже давно все более открыто ставит под сомнение границы Казахстана и усиливает политическое проникновение на его богатейший север, населенный преимущественно русскими.

Читайте также: Третий за день: в Казахстане нашли мертвым топ-силовика

Поэтому активная роль Путина в дестабилизации южного соседа не вызывает ни малейшего удивления. За этим последует медленная потеря суверенности Астаны (если Назарбаев потерпит неудачу, город, вероятно, вскоре вернет свое первоначальное название), и перспектива курса на автономию или даже повторение сценария, известного по Донбассу на казахском севере. Более того, это, вероятно, произойдет с неохотным согласием Китая и Запада, поскольку адекватной ценой будет защита (а в будущем и новое «справедливое» разделение) интересов обеих партнерских сфер со стороны Путина.

Читайте также: НАТО изучает подавление протестов российскими войсками в Казахстане

Однако в этом потенциальном сценарии есть одна трещина. Сами казахи. Назарбаев десятилетиями готовил их к независимости. Они вправе считать, что призыв Токаева к российским солдатам войти в страну — это национальное предательство. Поэтому я не предвещаю больших успехов ни обреченному режиму, ни его клановым договоренностям.

Январь 2022 года знаменует начало серьезных проблем в Казахстане и предвещает дальнейшие фазы политического бунта. В этом смысле мир получает еще один потенциальный очаг конфликта совсем близко (300 км) от границ Афганистана.

Богуслав Хработа, обозреватель.

Источник

# # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!