Гибридная операция Glencore против Франции: сепаратизм и никель в Новой Каледонии

Заморские владения Франции в Океании – острова Новая Каледония являются основой амбиций Парижа в Индо-Тихоокеанском регионе. Сегодня эти территории представляют особый интерес с точки зрения использования транснациональными корпорациями общественных конфликтов для получения экономических дивидендов.

В 1998 году было подписано Нумеанское соглашение между сторонниками независимости Новой Каледонии и французским правительством, положившее конец многолетнему этническому противостоянию. Соглашение, предусматривает возможность проведения трех референдумов об отделении – в 2018 и 2020 году победили сторонники Франции, а референдум в 2022 году – последний шанс для местных сторонников отделения. Ключевой движущей силой сепаратистских процессов в Новой Каледонии является Канакский социалистический фронт национального освобождения – сепаратистская организация троцкистского толка, исторически подвержена влиянию СССР.

Сегодня противостояние возобновилось, но политические требования по сообщению The Guardian тесно связаны с экономическими интересами.

В Новой Каледонии сосредоточены 25% всех разведанных мировых запасов никеля, который добывают на трех рудниках – Doniambo Nickel mine, принадлежащему французской компании Eramet, Goro, который принадлежит крупнейшей мировой горнодобывающей бразильской компании Vale и Koniambo Nickel mine, принадлежащему на 51% предприятию Северной Провинции, которую контролируют сепаратисты-канаки SMSP и на 49% транснациональному гиганту Glencore.

Новый виток массовых уличных протестов начался после того, как бразильская Vale выставила завод Goro на продажу и заявила о достижении формального соглашения с сингапурским торговым домом Trafigura. Представители правительства Северной провинции заявили о разграблении страны транснациональными корпорациями» и подали конкурирующую заявку на покупку завода Goro от подконтрольной им компании Sofinor.

Когда Vale отклонили заявку Sofinor, социалисты вывели людей на улицы, начались массовые беспорядки, закрыли аэропорт, развернулись столкновения с французскими поселенцами.

По сообщению Reuters из-за протестов на заводе французского Eramet заканчивается руда и есть угроза остановки плавильной печи, в то же время само производство Goro уже неоднократно подвергалось атакам со стороны протестующих канаков-сепаратистов.

Безусловным выгодополучателем от дестабилизации общественной ситуации в Новой Каледонии является компания Glencore с ее рудником Koniambo Mine.

Glencore появился в Новой Каледонии в 2014 году. Тогда, совместный с представителями Северной провинции, контролируемой Канакским фронтом национального освобождения проект Koniambo mine, стоимостью целых $7 млрд. долларов практически полностью профинансировала именно швейцарская компания. Когда окупится стоимость шахты – вопрос остается открытым. Тем не менее, представители Канакского фронта, как и в целом местное население приветствовали такие инвестиции и создание рабочих мест. Что также примечательно, сегодня в преддверии нового референдума в 2022 году, представители канаков-сторонников независимости от Франции впервые имеют большинство в правительстве Новой Каледонии.

Примечательно то, что компания Glencore, сотрудничавшая ранее с СССР, а сегодня с правительством уже современной России, имеет давнюю историю продвижения советских и российских интересов в условиях санкций и напряженной геополитической обстановки. Glencore (тогда комания называлась Marc Rich) был единственной компанией поставлявшей зерно в СССР несмотря на международный запрет из-за войны в Афганистане. Сегодня Glencore является одним из крупнейших покупателей нефти РФ и наравне с Катарским суверенным фондом имеют по 50% от приватизационного пакета акций 19,5% российской государственной компании «Роснефть».

Таким образом, в условиях существующего этнического раскола компания Glencore использует Канакский социалистический фронт национального освобождения для провокаций и блокирования работы конкурирующих предприятий в Новой Каледонии. Также, Glencore напрямую заинтересован в победе сепаратистов и провозглашении независимости Новой Каледонии, так как уход французского правительства позволит установить полный контроль над другими предприятиями и экономикой нынешней территории Франции.

Тарас Мокляк.

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!