Кряшены возмущены, что на Рождественских чтениях их «слили с татарами»

Ветеран кряшенского движения Татарстана, историк Аркадий Фокин недоволен тем, что на прошедших в Москве Рождественских чтениях кряшен называли «православными татарами», а секции под названием «Кряшенский вопрос» фактически не было.

Аркадий Фокин, в частности, жестко раскритиковал материал по итогам работы кряшенской секции, вышедший на сайте «Русская народная линия». «Такой провокационной, преднамеренно состряпанной путаницы, кажется, ещё не было, — заявляет Аркадий Фокин. — Отчёт по чтениям дан под рубрикой „Кряшенский вопрос“, а в опубликованной статье ничего кряшенского нет и в помине нет».

Фокин дальше поясняет: «Мы много раз говорили, что суть кряшенского вопроса — предоставление кряшенам государтвенного статуса самостоятельного народа с самоназванием (этнонимом) кряшены, и никаким иным. Нагайбакам — казачьему сословию кряшен — такой статус предоставлен. Уже одно это показывает некорректность заявлений устроителей конференции и многих выступавших на ней, огульно включавших нагайбаков и кряшен в целом в состав крещёных татар, вымышленных ими „керешенов“ и „православных татар“. Дальше — больше: неискушённый читатель может узнать, что, оказывается, речь идёт уже о „самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещен, нагайбаков), других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам“, и даже о наличии „православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, искусства и самосознания“. Воистину ошеломляющий вклад в отечественную этнологию! Досадно, что эта ересь подвёрстана под секцию Международных Рождественских образовательных чтений».

О кряшенах и нагайбаках как о «православных татарах» на Рождественских чтениях, в частности, говорил протоиерей Максим Обухов, руководитель медико-просветительского центра «Жизнь». «Православные татары — это второй народ России по численности. В двух субъектах страны татарский язык носит государственный статус. Проблемы связаны с тем, что татары являются двухконфессиональным народом, состоящим более чем из десяти субэтносов», — заявил Обухов «Русской народной линии». Далее священник высказал исторически корректную мысль, что кряшены не являются потомками татар, принявших православие после взятия Казани Иваном Грозным, как это принято считать в Татарстане: «Есть татары, принявшие православие, а есть кряшены, которые изначально были православными, даже до взятия Казани царем Иоанном Грозным. В те времена на казанской земле уже были православные приходы». Но далее Максим Обухов задел национальные чувства многих кряшен: «Некоторые кряшены считают себя отдельным народом, но кряшенский язык принадлежит к тюркской группе, поэтому похож на татарский», следовательно, по мнению священника, более корректно стоит считать кряшен православным по вере субъэтносом татарского народа. «Ни один человек не может точно определить, каково соотношение татар и кряшен. Никто не проводил подобных подсчетов. Известно только то, что кряшен насчитывается более трехсот тысяч человек».

Принятый в кряшенских приходах богослужебный язык Максим Обухов также ошибочно называет «татарским». «В последние месяцы православная община татар динамично развивается. Недавно была отслужена панихида по татарским ханам, принявшим православие за 300 лет до Крещения Руси. Православные татары желают дальнейшего развития, в том числе остро встает вопрос об использовании татарского языка в Церкви. Пока мало приходов используют в богослужениях татарский язык. Например, в православных странах и в государствах Западной Европы, в том числе США, существуют русские православные приходы, которые сохраняют национальные традиции. Ныне довольно интенсивно обсуждается вопрос о создании татарских общин и о возможном частичном или полном использовании в Богослужениях татарского языка. Есть исконные кряшены, а есть татары, недавно принявшие православие».

Решение кряшенского вопроса Обухов видит в единении кряшен с татарами на ниве православия. «В чем суть конфликта? Различные этнические группы татар исповедуют свои подходы. Кряшены считают себя отдельным народом, отличным от казанских татар. По традиции Российской империи, татарами называли всех тюрков — довольно разнородные племена, у которых разные подходы к самоидентификации. Но этот вопрос можно оставить им, ученым и историкам. Самое главное — существование православных татар, которые стремятся сохранить свои национальные традиции в рамках православной идентичности. Будем надеяться, что православные татары объединятся и сохранят свою национальную идентичность в Церкви, ибо ныне происходит ассимиляция — переход в ислам и русификация. Мы не желаем исчезновения этого малого народа».

EADaily напоминает, что накануне открытия Рождественских чтений руководитель Кряшенской духовной миссии из Татарстана протоиерей Димитрий Сизов обратился с открытым письмом к православным татарам Москвы с просьбой не использовать кряшен в политических играх. Об этом он заявил EADaily в связи с проводимыми в столице XXV Международными Рождественскими образовательными чтениями.

«С удивлением узнал, что проводимая секция в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений называется „Православные татары (крещеные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее православия среди татарского народа“, — обратился отец Дмитрий к православным татарам Москвы.»Очередной раз желаю довести до вашего сведения, что большинство кряшен не разделяет сознательного смешения таких понятий, как „православные татары“ и „кряшены“. Православные татары — это татары-мусульмане, принявшие православие в первом или во втором поколении, — поясняет кряшенский священник. — Тогда как кряшены, не признанный в современной России отдельный этнос, который формировался под влиянием тюркской и угро-финской культуры, тюркского языка и православной веры в течение нескольких веков. До 1926 года кряшены признавались отдельным народом и в состав молодой Советской России вошли в качестве самостоятельного народа. Сталинская политика по укрупнению этносов привела к потери кряшенами статуса отдельного народа. Кряшены были приписаны к татарам. Несмотря на это, кряшены сохранили свою самобытную культуру, свою веру и обычаи, этническое самосознание, а также сохранили присущую лишь кряшенам ментальность».

Представители кряшенского народа отличаются от православных татар также по фамилиям. Фамилии православных татар имеют четко выраженный татарский корень. Пример — известная своим духовным подвижничеством монахиня Ефросинья (Мухаметзянова). Кряшенские фамилии имеют вполне русское наименование: Ивановы, Сизовы, Долговы, Гавриловы. Мало кто из представителей современной молодежи знает, что такие герои Великой Отечественной войны как защитник Брестской крепости Петр Гаврилов и замученный в нацистских застенках генерал Дмитрий Карбышев — кряшены по национальности.

Муса Ибрагимбеков

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!