Бразильский импичмент – что с этого Украине?

4_main12 мая бразильський парламент временно  отстранил от исполнения обязанностей президента Бразилии Дилму Руссефф, прервав почти 14-летний период правления Партии трудящихся.

Полномочия главы государства перешли к вице-президенту страны Мишелю Темеру. Хотя процедура импичмента еще не окончена – окончательное решение Сенат должен принять на протяжении 180 дней – аналитики не сомневаются в том, каким будет вердикт и даже прогнозируют его вынесение намного раньше. С большой вероятностью М. Темер будет руководить страной до 2019 года, когда согласно Конституции заканчивается срок полномочий избранного в 2014 году главы государства.

Официально Д. Руссефф обвиняют в фальсификации бюджетных показателей с целью сокрытия от избирателей реальных масштабов экономических проблем Бразилии. Впрочем, история большого бразильского обмана намного глубже и интереснее кроется в результатах антикоррупционного расследования под кодовым названием «Операция автомойка».

За рамками официоза

Расследование, которое касалось финансовых злоупотреблений руководством бразильской государственной нефтяной компании «Петробраз», среди прочего раскрыло причастность к коррупционным схемам высших должностных лиц страны, в том числе самой Дилмы Руссефф, которая в свое время возглавляла совет директоров «Петробраза», и Луиса Инасио Лулы да Силвы – ее предшественника, близкого политического соратника и наставника.

Политическая фигура нового главы государства Мишеля Темера, выходца из штата Сан-Паулу, также является достаточно интересной. Он является одним из самых влиятельных политиков Бразилии, лидером Партии бразильського демократического движения, которая является первой в стране по количеству  членов и представленностью в нынешнем созыве парламента. Избираясь в состав высшего законодательного органа с 1987 года, он дважды занимал должность главы Палаты депутатов Национального Конгресса Бразилии. В президентской гонке 2010 и 2014 годов его политическая сила сделала ставку на альянс с Партией трудящихся. Оба раза Темер избирался на должность вице-президента, будучи вторым номером в связке с Дилмой Руссефф.

В этом контексте не менее интересно выглядят нынешние кадровые решения М. Темера после отставки Дилмы и отстранения ее от власти. В частности, назначение нового руководителя внешнеполитического ведомства, которым стал сенатор от штата Сан-Паулу Жозе Серра – настоящий политический тяжеловес, член и бывший глава третьей по влиятельности и численности, до недавнего времени оппозиционной Социал-демократической партии Бразилии. Давний оппонент Партии трудящихся в лице Дилмы и Лулы, Серра дважды, в 2010 и 2002 годах, соревновался с ними за президентское кресло, впрочем, оба раза проиграл во втором туре выборов.

Здесь для полноты картины стоит упомянуть, что не последнюю роль в проигрыше Серры в президентской гонке сыграла  утечка информации о якобы договоренности между ним и руководством американских нефтяных компаний «Шеврон» и «Эксон» о финансировании его избирательной кампании в обмен на лоббирование им изменений в законодательстве, которые отменили бы преференции уже упомянутого здесь бразильского «Петробраза» в нефтяных разработках на бразильском континентальном шельфе и открыли бы иностранным компаниям дополнительные возможности добычи углеводородов с месторождения, вероятные запасы которого оцениваются на уровне 50-100 миллиардов баррелей. Информация впервые появилась на сайте Wikileaks еще в 2009 году. Интересно, что сейчас, в 2015 году Серра, действительно внес на рассмотрение парламента соответствующий законопроект, который в феврале этого года был проголосован в качестве срочного, принят Сенатом и передан на дальнейшее рассмотрение в Палату депутатов.

Смена векторов

Примечательно то, что на фоне предыдущих руководителей МИД, которых выбирала Дилма чисто из числа опытных карьерных дипломатов, нынешнее назначение Серры на должность министра иностранных дел выглядит сугубо политическим. Значит ли это, что вслед за отстранением Дилмы Руссефф от власти бразильская внешняя политика продемонстрирует крутой вираж? Ответ на этот вопрос вырисовывается по тональности заявлений, обнародованных бразильским Министерством иностранных дел на следующий день после назначения нового руководителя. «Решительно отвергая» критические оценки развития внутренней ситуации в Бразилии правительствами Боливии, Венесуелы, Эквадора, Кубы, Никарагуа, а также Боливарианского Альянса Народов Америки (АЛБА) и генерального секретаря Союза южноамериканских наций (УНАСУР),бразильское МИД называет их представлением «ложной интерпретации Конституции и законов Бразилии», «абсурдными толкованиями» и «ложными определениями относительно функционирования демократических институтов бразильского государства», а также «распространением фальшивых выводов». Такой резкий тон заявлений действительно  был несвойственным для дипломатии бразильского МИД времен Дилмы, которую (дипломатию, а не президента) горячие местные журналисты даже, случалось, что называли «бесхребетной».

Вполне очевидно, что левые страны Латинской Америки будут не в восторге от отстранения от власти в Бразилии идеологически близкой Партии трудящихся. Президент Сальвадора Санчес Серен даже заявил, что его страна не признает Темера в качестве президента Бразилии, а также отозвал своего посла из столицы г. Бразилиа для консультаций. Бразильские же местные левые силы в один голос прогнозируют резкое изменение вектора внешней политики Бразилии в направлении сближения с США и называют Жозе Серру «агентом ЦРУ».

Украинский вопрос

Впрочем, что с этого Украине? Как политические изменения в Бразилии повлияют на отношения с Украиной и на украинские международные интересы? До недавнего времени наши отношения строились вокруг общего космического проекта «Циклон — 4 — Алкантара», в случае успешной реализации которого оба государства составили бы серьезную конкуренцию мощным игрокам мирового рынка космических пусковых услуг. Учитывая огромную значимость этого амбициозного замысла, украинско-бразильские двусторонние отношения в 2009 году были официально подняты до уровня стратегического партнерства. Однако, в начале прошлого года бразильская сторона сообщила о прекращении своего участия в проекте, был запущен процесс ликвидации расположенного в Бразилиа совместного украинско-бразильского предприятия «Алкантара Циклон Спэйс», которое уже несколько лет строило в штате Мараньяо пусковую площадку под ракету — носитель «Циклон -4» нашего «Южмаша». Решение принималось лично президентом Дилмой Руссефф. Местные аналитики, которые еще за год  до этого прогнозировали такой финал, склонны связывать этот разворот с методическим сближением между Бразилией и РФ. Более того, сплетники говорили о якобы наличии личной договоренности между Дилмой и Путиным, который убедил ее «прекратить сотрудничество с Украиной в аэрокосмической сфере». С практической точки зрения нам бы, конечно, хотелось бы, чтобы изменение внешнеполитического вектора Бразилии с российского на американский способствовало бы восстановлению этого проекта, однако это представляется маловероятным. В первую очередь потому, что американцы не заинтересованы в его реализации не менее, чем россияне.

Впрочем, даже если на уровне двусторонних отношений в ближайшей перспективе Украина ничего особо не выиграет от смены власти в Бразилии, сам факт потери нашим северо-восточным врагом своего самого мощного союзника на Латиноамериканском континенте выглядит оптимистичным. В вопросе украинско-российского конфликта Бразилия занимала позицию отмалчивания (кстати, эпитетом «бесхребетный» бразильские журналисты наградили свой МИД именно в этом контексте). Во времена правления Дилмы и Партии трудящихся на поддержку официальной Бразилиа рассчитывать не приходилось. Оставалось только благодарить, что она не присоединилась к другим маргиналам мира, вроде соседней Венесуэлы или КНДР, и не проголосовала в 2014 году против резолюции ГА ООН «О поддержке территориальной целостности Украины». Тогда Бразилия «воздержалась», и не потому, что украинские дипломаты «недоработали», а потому, что бразильские дипломаты «все понимают, но не желают портить отношения с Россией», с которой их страну тесно связывает дружба как партнеров по БРИКС. Сейчас же, с приходом нового руководства и прогнозируемыми изменениями международных ориентиров правительства Бразилии, БРИКС исчезнет из перечня внешнеполитических приоритетов страны. Вряд ли речь пойдет о ее полном выходе из этого объединения в ближайшее время, но аналитики прогнозируют, что участие Бразилии в таких проектах, как Новый банк развития БРИКС, будет поставлено на бюрократические тормоза, в свою очередь высокую вероятность приобретает начало диалога о присоединении страны к «Транстихоокеанскому партнерству».

Василий Пасичный

Аспирант кафедры дипломатии и консульской службы

Дипломатической Академии Украины при МИД Украины

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!