Иран похоронил последнюю надежду России на транспортный коридор «Север-Юг»

Из-за ужесточающихся санкций Запада против России, развязавшей преступную войну против Украины, поставивших ребром вопрос перезагрузки транспортной логистики России и Беларуси, в центре тематических обсуждений — возрастающая роль Международного транспортного коридора «Север-Юг».

Читайте также: Наступление России на востоке и юге Украины создаст условия для поражения РФ

Контейнерный кризис, проблемы с автотранспортом, вагонами и самолетами – таковы последствия прошлых и нового, пятого пакета санкций Еврокомиссии. Зарегистрированный в России и Беларуси грузовой транспорт обязали покинуть территорию Евросоюза. Расчеты с поставщиками и перевозчиками усложнились из-за санкций против банков, число которых растет. Это влечет за собой риски неплатежей и провоцирует сворачивание сотрудничества с новыми компаниями. Некоторые российские эксперты считают перспективным южное направление из США и стран ЕС через Турцию и порт Поти. Вот только пропускная способность погранперехода Верхний Ларс не позволит использовать этот маршрут как равноценную альтернативу.

Не все так гладко

Кроме того, перевозчики пытаются наладить транспортный коридор из Китая через Индию, этот вариант теоретический и не согласован со многими странами на пути. Российские чиновники хотят договориться с китайскими компаниями об увеличении тоннажа для перевозки российских грузов, а также изучают возможности организации фидерных линий на порты Новороссийск и Санкт-Петербург. И хотя южное направление экспорта неспособно заместить масштабные по своим меркам грузопотоки из РФ, рассматриваются возможности МКТ «Север-Юг» – на «второе рождение» этой транспортной линии РФ возлагала большие надежды.

Читайте также: Итоги сотрудничества РФ-Китай за март: обвал торговли и заморозка научного сотрудничества

О том, что транспортный коридор «Север-Юг» обеспечит развитие торгового оборота России и логистику поставок продукции, заявил вице-премьер РФ Александр Новак. По его мнению, если раньше задача развития транспортного коридора стояла на перспективу, то теперь она обретает срочный характер, так как маршрут «станет основой транспортного сообщения России». Цель проекта – обеспечить грузовой транзит из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу. По сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал, использование транспортного коридора «Север-Юг» сокращает расстояние более чем вдвое, что снижает сроки и стоимость перевозок. Но не все в этом плане гладко…

Иранский тупик

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станиcлав Притчин рассказал, почему надежды на развитие этого направления логистики поставок пока еще выглядят туманно.

«Системно ситуация с реализацией «Север-Юг» не меняется в стратегическом плане. Имеются определенные стратегические моменты: если раньше «Российские железные дороги» не подключались к строительству иранских железнодорожных участков, опасаясь санкций, то сейчас этих ограничений нет, и в случае одобрения на политическом уровне дальнейшего курса на реализацию «Север-Юг» этого можно будет достигнуть гораздо быстрее, с подключением РЖД и Азербайджанской железной дороги, имеющей большой опыт строительства. При этом понятно, в условиях, когда для российских грузов возможности поставок в Европу снижаются, получают большой запрос любые другие альтернативные транспортные маршруты, а «Север-Юг» – одно из таких важных направлений», — говорит Станиcлав Притчин.

Читайте также: Российская экономика скатывается к зимбабвийскому сценарию

«Однако, на самом деле, нет никаких новостей о том, что этот проект будет актуализирован и запущен в ближайшее время, потому что основные сложности его реализации связаны с Ираном, который не может или не желает достроить последний участок своей железной дороги от Казвина до Решта.

В этом ключевая проблема, ведь азербайджанское и российское звенья МКТ «Север-Юг» – уже построены.

Но с иранской стороны до сих пор серьезных подвижек не видно, поэтому прогнозировать сложно. Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора «Север-Юг» было подписано Россией, Индией и Ираном еще в 2000 году. Позже к нему присоединилось еще несколько государств, но существенных сдвигов по прошествии стольких лет так и нет», — отмечает эксперт.

Источник

# # # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!