«Калина» раз, два, три миллиарда с бюджета Украины 

Все мы помним время эйфории после победы «оранжевой революции» и назначения в Министерстве обороны Украины «прогрессивного» министра-реформатора Анатолия Гриценко, получившего кредит доверия от народной «оранжевой команды». Но и, конечно, помним и знаменитую фразу Томаса Карлейля – британского писателя, публициста, историка и философа: «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи». На то время в стране действовали: Законы Украины «Про державну таємницю», «Про захист інформації в інформаційно-телекомунікаційних системах» (от 1994 г.), «Про основи національної безпеки України» (от 2003 г.) и др., ну и само собой, Уголовный кодекс… Законы нужно выполнять всем гражданам, независимо от ранга и чина, и даже степени участия в «революции», несмотря на то, что ты самый «честный и неподкупный». «Незнание закона не освобождает от ответственности» – это знает любой гражданин, а тем более, имеющий высшее образование, знающий элементарные основы юриспруденции и назначенный на государственную должность лично Президентом. 

Представленный руководящему составу Министерства обороны (МО) Украины и Генерального штаба, рьяно взявшись за реформирование МО Украины и Вооруженных сил Украины (ВС), Гриценко быстро понял, как и где можно получать «реформаторский гешефт» и с кем «иметь дело». Продажа земель, техники и вооружения, шулерство с жильём офицеров и дипломами, введение системы аутсорсинга – это лишь неполный перечень «достижений» человека, быстро понявшего, что эта должность открывает широкие возможности для «семейного бизнеса». Который смело можно развивать и совершенствовать на ресурсах МО, превращённого Анатолием Степановичем в «машину по увольнению офицеров», приведший к повальному оставлению армии лучшими её представителями. Начинался 2005 год … до агрессии против Родины оставалось 8,5 лет… Можно было многое успеть изменить… 

Нельзя отдельно не сказать и об афере с Единой автоматизированной системой управления (ЕАСУ), которую министр решил провернуть через 1,5 года после назначения, уже получив необходимый опыт «хозяйственного дерибана» ВС Украины. Сам процесс модернизации системы управления ВС путем создания одной из ее составляющей (третьей составляющей системы управления – «средства управления») – ЕАСУ начался в 2001 г., хотя зачатки процесса болезненно проявлялись ещё с 1993 г. Для проведения модернизации было привлечено отечественное государственное предприятие «Укроборонсервис» (с опытом разработки системы планирования и проведения операций ООК (на то время, ещё Объединенного оперативного командования) и ВМС) – с шифром «Калина-1», а самое главное имеющее допуск до подобных разработок. 

Результаты и отзывы были самыми положительными – пункты управления ВМС Украины начали оснащаться новейшими средствами связи и автоматизации. Проект значился приоритетным и в Госпрограмме развития ВС Украины на 2006 – 2011 годы. Но не сложилось: в свете модных «альтернативно-демократических» инициатив, после знаменитого совещания, проведённого 5 июля 2006 г., «по реализации проекта ЕАСУ административно-хозяйственными процессами в ВС Украины», приказом Анатолия Гриценко от 18.09.2006 г. № 540 «Про організацію робіт щодо розробки єдиної системи управління адміністративно-господарськими процесами ЗС України у 2006 – 2010 роках» (не боевыми процессами, а административно-хозяйственными!), была открыта опытно-конструкторская работа по созданию единой системы управления – ОКР «Ника», с привлечением немецкого программного продукта SAP for Defense & Security (зачем же создавать свой?!). Тендер, понятное дело, не проводился. Она и стала приоритетной в Госпрограмме на 2006 – 2011 гг., но уже по «волюнтаристскому» решению «министра-бессребренника». 

А в это время в Крыму, украинские ВМС полностью «прослушивались» контрразведкой ЧФ и техническими службами ФСБ России. Будущий враг, знал всё о боеготовности наших ВМС, снимал всю информацию с каналов связи и управления. Вот чем нужно было заниматься скандальному полковнику запаса, позиционирующему себя «министром – реформатором»! Но, «Калина» «всухую» проиграла банальной человеческой жадности….

Реализация проекта «Ника» (получившая модное иностранное имя) была поручена ООО Научно-исследовательский институт автоматизированных компьютерных систем «Экотех» (ООО НИИ АКС ««Экотех»), через которое впоследствии и отмывались бюджетные деньги. Вот где министру обороны было бы вовремя вспомнить о национальной безопасности. Привлечение коммерческой структуры и наполнение иностранным программным продуктом системы управления ВС Украины (даже на этапе ОКР) создавало конкретную угрозу национальной безопасности Украины. Но ведь, именно Гриценко привнёс в министерство моду на всё «иностранное»… 

Выбор между «державностью», постоянными заявлениями о «порядочности офицера» и корыстными интересами, вкупе с выгодой «подельников», был сделан без колебаний. Таким образом, ОКР «Калина-1» сразу стала никому не нужной. Цвет приоритетов министра сменился с «оранжевого», на вполне осязаемый – «зелёный». Выполнением ОКР «Ника» занялись доверенные лица – один из которых имел на тот момент 25% акций (и почему-то, по совпадению)  именно ООО «Экотех». Ну и конечно, куда же без «семейного бизнеса», – участие в разработке приняла и малоизвестная научно-производственная фирма «Enran Telecom», в которой на то время (естественно, по стечению обстоятельств), работал директором по развитию сын Анатолия Степановича от первого брака Алексей – будущий активист Автомайдана, уже потом, после следующей «революции достоинства», обещавший контролировать любого президента и борьбу с коррупцией. 

А в то время – банальный «дерибанщик» госбюджета и подельник папы. Это, наверное, семейная черта династии Гриценко – «профессиональных революционеров». Но сын есть сын, тем более, почему-то имеющий интересы в министерстве обороны, возглавляемом папой, на «постоянной основе» и до 2006 г. возглавлявший филиал закрытого акционерного общества «Военно-страховая компания» в Одессе, паразитируя на военных страховках, т. к. папа внезапно начал реформы страхования в Вооружённых силах. И вдруг внезапно, – директор по развитию!  Горизонты финансирования значительно расширялись… Вот так! Решение принято, семья «не в накладе», фамильный «бизнес-проект» процветает. И никакого конфликта интересов. Кстати, Алексей заявил летом 2018 г.: «… каким отец ушел (на должность министра), таким он и пришел. У него не появилось никаких дополнительных доходов или какого-то имущества за период, когда он был в Министерстве обороны».

Теперь о «порядочности», точнее, о её «объёмах» в цифрах. Бюджет «Калины-1» («Укроборонсервис», при участии ИНКОМ и НТУУ «КПИ») со 100% отечественным программным обеспечением и высокой степенью защищенности информации, составлял 128 млн грн.; бюджет «Ники» по договору – 100 млн грн. (но!, плюс покупка германских лицензий – 1,6 млрд грн., техническое сопровождение – около 300 млн грн., обучение персонала – 850 тыс. грн). В целом, ок. 2 млрд грн. Лишь на реализацию первого этапа проекта было выделено 25 млн грн. При этом, «Калина» охватывала 31 объект автоматизации, а «Ника» – «целых» 12. Почувствуйте, как говорится, разницу – помните курс доллара в те годы!?  В общем, было где разгуляться! И это только голые цифры, не считая грубого нарушения законов национальной безопасности и попрания гостайны. 

Таким образом, только одним приказом № 540, Гриценко грубо нарушил принцип государственного контроля за разработкой и созданием самой нужной и критически важной для ВС Украины системы управления. Хотя именно министр обороны, как заказчик соблюдающий государственные интересы, и как обычный кандидат технических наук, должен был оба проекта привести к единым требованиям, как технически, так и организационно, и конечно, с государственным подходом. Тем более, что специалисты СБУ и службы Держспецсвязи и защиты информации не допустили использования иностранного программного обеспечения для обработки даже секретной информации, не говоря уже о конфиденциальной государственного уровня. Но из двух враждующих лагерей своих подчинённых – кураторов проектов «Калины-1» и «Ники» министр выбрал «коммерческий» вариант (только за два года – 2006/2008г.г.  на «Нику» было перечислено 57 млн. 590 тыс. грн.). Кроме всего, группа сторонников «министра-бизнесмена» с молчаливого согласия последнего, организовала и проводила прямую травлю «Калины» (операция прикрытия) ещё на протяжении нескольких лет, пока Министерство обороны и Генеральный штаб не приостановили внедрение немецкого программного обеспечения для ОКР «Ника». А в целом, за два бурных года активной деятельности А. Гриценко на посту министра, из бюджета Украины испарилось несколько миллиардов долларов. 

Как-то сразу вспомнились слова классика «о революционерах»…» Правду вынести трудно. Даже труднее, чем свет» (Фильм «Другой мир 2. Эволюция». Ну и классика: «Не нужно путать своих баранов с государственными...». 

Полковник запаса Объединенного оперативного штаба ВСУ Сергей Литвиненко, специально для Guildhall.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!