Ракетные стрельбы на Телембе – можем повторить?

9 февраля 2005 года информационное агентство ИНТЕРФАКС-УКРАИНА распространило сообщение под заголовком «Новый министр обороны верит, за 10 лет украинскую армию можно сократить до 120 тыс. человек». В частности в этом материале отмечалось, что в интервью «5 каналу» Анатолий Гриценко сказал, что «за минувшие годы миллионная украинская армия сократилась почти до 300 тысяч человек, но необходимо продолжить этот процесс. Причем надо не только сокращать армию количественно, но и наращивать ее боеспособность, отметил министр». 

За дело (сокращения и наращивания) Анатолий Степанович взялся без проволочек и очень рьяно. Но активность нового министра обороны не все оценили по достоинству и уже 4 августа того же года пресс-служба Совета национальной безопасности и обороны распространила заявление секретаря СНБО Петра Порошенко в котором подчеркивалось: «Обеспечение военной безопасности все больше интернационализируется, а решение — возлагается на системы коллективной безопасности. Таким ведущим инструментом в Европе, безусловно, является НАТО. Именно поэтому вступление в НАТО признано ведущей задачей политики внешней безопасности Украины. Успешная реализация этой задачи требует кардинальных изменений в Военной доктрине и Стратегии реформирования Вооруженных сил, которые не в полной степени учитывают этот фактор».

Ответная реакция министра обороны Анатоли Гриценка последовала незамедлительно. На следующий день среди главных новостей агентства ИНТЕРФАКС-УКРАИНА внимание привлекал заголовок «Гриценко призывает Порошенко не делать некорректных заявлений в сфере военного строительства». В своем призыве министр указал Петру Порошенко, что «следует более внимательно изучить ранее принятые и утвержденные президентом, Верховной Радой, Кабинетом министров руководящие документы в военной сфере, а также найти время и лично ознакомиться с проектом Государственной программы развития Вооруженных сил, не полагаясь на мнение некомпетентных помощников». И как дальше говорилось в сообщении информационного  агентства «особо обратил внимание на тот факт, что публичные заявления высокого государственного лица, которым является П. Порошенко, привлекают внимание политиков, экспертов, журналистов, как в Украине, так и за ее пределами. «Каждое его слово должно быть глубоко продуманным и ответственным, чтобы не причинить вред имиджу нашего государства. Полагаю, что ни у кого нет сомнений в том, что Петр Алексеевич имеет высокий уровень профессиональной подготовки и богатый практический опыт в вопросах экономики, бюджетного процесса, приватизации, а также кадровой политики в правоохранительных и судебных органах. Но в военной сфере у секретаря СНБО нет ни базово-теоретической подготовки, ни соответствующего практического опыта. Занимаясь вопросами военной безопасности и военного строительства в течение последних 13 лет и отслеживая публикации в этой сфере, как в отечественных, так и зарубежных, изданиях смею утверждать, что военный эксперт по фамилии Порошенко в них не значится».

А значится ли сегодня в этих списках эксперт по фамилии Гриценко? Не вычеркнули его оттуда после «достижений» на посту министра обороны Украины? А разве ошибался в том далеком 2005 году Порошенко? В преддверии грядущих президентских выборов вряд ли эти вопросы можно назвать устаревшими или риторическими. Но ответы на них можно найти только покопавшись в деталях, где известно кто прячется.

В сентябре 2006 года все ведущие СМИ Украины и РФ наперебой рассказывали о суперуспешных боевых стрельбах сводного зенитно-ракетного полка Воздушных сил Украины на российском военном полигоне Телемба, расположенном в Читинской области. Тогда в ходе учений были осуществлены 6 боевых пусков – четыре из зенитно-ракетных комплексов С-300 и два – из С-200. Все ракеты поразили воздушные цели. В учениях приняли участие около 180 украинских военных, включая группу руководства и боевые расчеты.  Лучшие военнослужащие сводного зенитно-ракетного полка были награждены в соответствии с приказом министра обороны Украины Анатолия Гриценко. Короче – ракетный щит Родины в надежных руках и, более того, налажено тесное взаимодействие со структурами ПВО России!

А теперь давайте попробуем посмотреть на эти боевые пуски с точки зрения западных партнеров Украины. Первое, что бросается в глаза — стрельбы украинских ракетчиков на российском полигоне осуществлялись в рамках оперативно-стратегического командно-штабного учения «Чистое небо – 2006». То есть, боевые пуски в России проводились параллельно с учениями на шести полигонах министерства обороны Украины. Тема учений, по информации распространенной пресс-службой минобороны Украины, была определена как «уточнение замысла по применению Воздушных сил ВС Украины и управление ими во время выполнения задач по назначению». Нетрудно представить, как читались эти слова в странах НАТО. Впервые за всю историю отношений между военными ведомствами Украины и России, РФ предоставила украинцам возможность пострелять на полигоне Телемба. Военно-транспортная авиация Украины занималась передислокацией боевых обслуг зенитных ракетных подразделений и боеприпасов на территорию России.  Украина не пожалела на эти цели около миллиона долларов США…  И вишенка на тортик – практически в это же время в Брюсселе, в штаб-квартире Альянса, премьер-министр Виктор Янукович заявил о неготовности Украины присоединиться к Плану действий по членству в НАТО.

Очевидно, стрелять в России нашему военному руководству во главе с министром обороны Анатолием Гриценко понравилось. В следующем 2007 году все повторилось: сводный зенитно-ракетный полк, военно-транспортные самолеты с ракетами и обслугой на борту, боевые пуски из предоставленных российской стороной комплексов С-300П… Разве что, в этот раз полигон находился не в Читинской, а в Астраханской области РФ. Стратегия, наверное, подумали в НАТО.

Василий Хмелевский, экс-заместитель руководителя ЦТРС Вооруженных сил Украины специально для Guildhall.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!