«Железнодорожная война» может пошатнуть мир на Южном Кавказе — американский аналитик

Соглашение о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе не предусматривает присутствия российских военных на той части территории района Нахичевань (Нахичеванский автономный округ в Азербайджане — ред.), через которую Армения рассчитывает на железнодорожную связь с Ираном, но регулирует присутствие военных РФ в той части Нахичеваня, по которой Азербайджан планирует наладить железнодорожную связь с Турцией. Это может привести к активизации «железнодорожной войны» на Южном Кавказе и привести к срыву мирных соглашений по Нагорному Карабаху в целом.

Об этом пишет в своей статье на сайте исследовательского института The Jamestown Foundation американский аналитик Пол Гобл.

«Соглашение о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе от 10 ноября, установившее перемирие между Арменией и Азербайджаном, также установило рамки новых транспортных коридоров через эту часть Кавказа, усугубив тем самым «железнодорожную войну», присущую региону с начала двадцатого века. Новые коридоры обещают не только увеличить число участников, которые соревнуются за доступ к ним, но и увеличить число потенциальных маршрутов через регион. Азербайджан и Турция имеют возможность наладить прямое железнодорожное сообщение в результате гарантий РФ о доступе к армянскому району Зангезур. В то же время Армения и Иран теперь могут построить железную дорогу через азербайджанский Нахичевань. Таким образом влияние России на железной дороге в регионе уменьшается в результате конкуренции со стороны других игроков, а в перспективе оно может быть и вовсе нивелировано», — пишет эксперт.

Президент Азербайджана и министр инфраструктуры Турции уже официально заявили о намерениях восстановить железнодорожное сообщение через Нахичевань.

В то же время, хотя в соглашении от 10 ноября не учтены намерения Армении получить доступ к региону Нахичевань, премьер-министр Армении Никол Пашинян и министр иностранных дел России Сергей Лавров уже заявили, что Ереван рассчитывает на восстановление транспортной связи с Ираном, косвенно предполагая и железнодорожные коммуникации через Нахичевань.

«Но ключевой аспект этой ситуации состоит в том, что соглашение о прекращении огня предусматривает участие российских миротворцев в вопросах по эксплуатации маршрутов между Азербайджаном и Нахичеванем, но там ничего не говорится об их присутствии в местах потенциального прохода через Нахичевань для Армении. Баку почти наверняка не пойдет на это, а такая позиция автоматически ставит под сомнение доступ в Нахичевань для Азербайджана через Зангезурский регион в Армении (…). Конфликт из-за вопроса прохода Армении через Нахичевань может поставить под сомнение доступ Баку к Зангезуру и в результате поставить под знак вопроса мировые соглашения в целом», — отмечает аналитик.

Читайте также: Миротворцы РФ в Нагорном Карабахе могут превратиться в оккупантов – британский аналитик

«Москва надеется сохранить доминирование над транспортными коридорами, но соглашение от 10 ноября привлекает к этому вопросу новых игроков. Вероятно, такая ситуация вынудит российские власти идти на уступки и компромиссы. Как далеко это зайдет пока неизвестно, но противостояние за доступ к железнодорожным путям определит будущее Южного Кавказа, а также роль РФ в регионе», — подытожил автор.

Читайте также: The Chatham House: Соглашение по Нагорному Карабаху не приведет к миру

# # # # # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!