Российские суда, которым запретили заходить в Европу, нашли убежище в Марокко

Это была смена владельца, которая едва произвела фурор. В октябре прошлого года загадочный квартет из трех граждан России и одного марокканца купил Chantiers et Ateliers du Maroc (CAM), дочернюю компанию Ateliers et Chantiers d’Agadir et du Souss (ACAS). Приобретение, стоимость которого была значительно снижена до 7,5 миллионов дирхамов (668 000 евро) после закрытия материнской компании, делает новых владельцев мажоритарными акционерами ACAS. Источник: Africa Intelligence

Интерес России к верфям Агадира обусловлен запретом Европейского Союза на заход российских судов в его порты в свете войны в Украине. Российские корабли, традиционно направлявшиеся на ремонт в порт Лас-Пальмас на Канарских островах, направились в Касабланку.

Это решение длилось недолго, поскольку в 2023 году CAM была вынуждена покинуть порт Касабланки, чтобы освободить место для городской застройки в Марине. Хуже того, национальное портовое управление, возглавляемое Надей Лараки, также не допустило участия в контракте на эксплуатацию новых верфей Касабланки. Это был последний удар по CAM, который в январе был вынужден ликвидироваться. Это означало, что получение контроля над БСПС послужило запасным решением для российских лодок.

Сейчас возглавляющие ACAS Мохаммед Амин Шеркауи и Михаил Бурыкин ранее уже сотрудничали. Марокканские и российские предприниматели уже управляют сетью предприятий, начиная от рыболовства и недвижимости и заканчивая медицинскими товарами и энергетикой, и простираются от Дахлы в Западной Сахаре до Агадира и Касабланки.

Шеркауи, связанный с династией Бенжелунов , является одним из связующих звеньев между Рабатом и Москвой. Член правления Citibank Maghreb и сын бизнесмена Абдеррахим Шеркауи предпочитает хранить молчание о своих делах. Во время второго саммита Россия-Африка в июле прошлого года он входил в состав делегации премьер-министра Марокко Азиза Аханнуша в Санкт-Петербург.

Со своей стороны, Бурыкин очень активен в рыбной отрасли Дахлы, секторе, находящемся в центре мароккано-российского сотрудничества. Он и Шеркауи вместе ездят в командировки в Россию и ее соседей. В октябре они возглавили марокканскую делегацию в Беларуси, где встретились с операторами автомобильного и городского транспорта МАЗ, БКМ Холдинг и БелАЗ. Два месяца спустя, во время экспортного форума в Тюмени, Россия, дуэт заключил контракт на поставку нефтегазового оборудования с местной фирмой Oil Tech для их гидроэнергетической компании Water and Energy Solutions.

Осторожная покупка верфей в Агадире иллюстрирует растущий интерес России к атлантическим портам Марокко, особенно к портам, имеющим стратегически важные опреснительные установки.

В качестве генерального директора Water and Energy Solutions Шеркауи подписал меморандум о взаимопонимании с российским федеральным агентством по атомной энергии «Росатом» на саммите Россия-Африка в июле. Партнерство направлено на строительство атомных опреснительных установок в Марокко. Это еще больше закрепляет сближение между двумя странами в то время, когда Марокко старается сохранять свой нейтралитет в отношении войны в Украине. Через несколько месяцев после подписания соглашения министр иностранных дел Марокко Нассер Бурита открыл в Марракеше форум арабо-российского сотрудничества.

Двумя другими новыми мажоритарными акционерами ACAS являются российские судостроители Алексей Марков и Сергей Лысенко. Они присоединяются к могущественному Bennani-Smirès, королевской холдинговой компании Al Mada, Société Chérifienne de Matériel Industriel et Ferroviaire (большинство акций принадлежит Office National des Chemins de Fer) и горстке французских миноритарных акционеров.

Ранее США усилили свои действия по ограничению торговли российской нефтью, введя санкции против государственной судоходной компании «Совкомфлот» и 14 нефтяных танкеров, задействованных в транспортировке российской нефти.

После этого индийский оператор отказался покупать российскую нефть с подсанкционных танкеров.

Напомним, что большая часть флота танкеров, которые Россия использует для доставки сырой нефти, остановилась после введения американских санкций. Ужесточение мер западных регуляторов, возможно, начинает оказывать ощутимое влияние на Москву.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!