Энергетический план Италии сталкивается с негативной реакцией в Африке

Президент Кении Уильям Руто поддержал итальянский план стоимостью почти 6 миллиардов долларов, предлагающий энергетические ресурсы в обмен на миграционные ограничения, который подвергся критике со стороны других региональных лидеров. Разногласия по поводу плана подчеркивают расширяющуюся пропасть между международным авторитетом Руто и внутренней оппозицией. Источник: Foreign Policy

Читайте также: Северная Африка станет ключевым поставщиком газа в Италию

На прошлой неделе Италия провела свой первый африканский саммит, в ходе которого премьер-министр Италии Джорджия Мелони представила схему финансирования проектов в области энергетики, образования и здравоохранения в странах Северной Африки, а также в Мозамбике, Эфиопии, Республике Конго и Кении в обмен на итальянский доступ к источникам энергии и сотрудничество африканских правительств в блокировании миграции.

Предприятие Мелони названо «План Маттеи для Африки» в честь основателя итальянского государственного нефтяного гиганта Eni Энрико Маттеи. За последние несколько лет Италия подписала несколько газовых соглашений с африканскими странами, стремясь заменить российские поставки. План надеется поддержать инфраструктуру и трубопроводы, которые будут способствовать торговле энергией между Италией и Северной Африкой, которую возглавит Eni.

В нем особое внимание уделяется водороду и биотопливу, но не исключаются нефтегазовые проекты. Более 50 африканских групп написали письмо итальянскому правительству, в котором сожалеют о неспособности Рима проконсультироваться с африканцами и утверждают, что этот план подрывает программу действий Африки по изменению климата, «стимулируя увеличение инвестиций и финансовых потоков в новые проекты по добыче нефти и газа». Руто получил резкую негативную реакцию за одобрение схемы, в которой потребности Италии в ископаемом топливе столь явно ставятся выше интересов Африки.

«План, который не учитывает структурные потребности Африки и вместо этого увеличивает выбросы углекислого газа в проекты по ископаемому топливу, еще больше обременяет континент долгами и удерживает страны в самом низу глобальной цепочки создания стоимости», вероятно, приведет к увеличению миграции в Африке, пишет Фадель Кабуб, старший советник Power Shift Africa.

Критики указали на то, что инициатива сформулирована как «План для Африки», а не как африканское партнерство. «Африканские страны хотели бы, чтобы с ними проконсультировались до того, как Италия развернула свой план», — заявил глава Комиссии Африканского союза Мусса Факи на саммите в Риме.

«Мы не попрошайки. Наши амбиции намного выше. Мы хотим смены парадигмы для новой модели партнерства, которая может проложить путь к более справедливому и более последовательному миру», — сказал он.

Многие из финансовых обещаний Рима не являются новыми обязательствами, а исходят из кредитов и грантов, уже выделенных на сотрудничество в области климата и развития. Тем не менее, Руто одобрил сделку как позитивный шаг. «Каждое путешествие начинается с одного простого шага. И я думаю, что самый важный шаг сделан: мы перекалибровываем наши отношения с Италией как с континентом», — сказал он. Лидеры трех крупнейших экономик Африки — Нигерии, Египта и Южной Африки — не присутствовали. Вместо этого Египет решил направить своего министра международного сотрудничества, в то время как Южная Африка и Нигерия, которые, похоже, не выиграли от этого плана, не прислали своих представителей.

Это последняя сага, в которой Руто публично поддержал политику Запада, к большому огорчению кенийцев. Его план отправить кенийскую полицию для борьбы с групповым насилием на Гаити был отменен Высоким судом Кении как неконституционный. Вашингтон и Руто заявили о своей готовности продолжать миссию в любом случае, заключив двустороннее соглашение с Гаити.

Однако члены кенийской оппозиции утверждают, что в решении суда было ясно, что за рубежом могут размещаться только кенийские военные, а не полиция. Они предостерегли правительство США от вмешательства в дела Кении.

Руто также проиграл апелляцию, оспаривающую решение, которое остановило его планы взимать со всех кенийцев 1,5 процента их ежемесячного дохода на строительство доступного жилья. По мнению судей, план был дискриминационным. Администрация Руто заявила, что программа создала 120 000 рабочих мест.

Два отдельных решения суда против Руто привели к ожесточенной вражде между ним и кенийскими судьями, которая спровоцировала протест в прошлом месяце в Найроби. «Некоторые люди, которые являются бенефициарами коррупции, используют коррумпированных судебных чиновников, чтобы заблокировать наши проекты развития», — заявил Руто в публичном обращении в прошлом месяце.

Главный судья Марта Кум нанесла ответный удар. «Когда государственные или государственные должностные лица угрожают игнорировать постановления суда, верховенство закона оказывается под угрозой, создавая основу для анархии, которая возобладает в стране», — сказала она во внутренней записке.

Во время предвыборной кампании Руто представлял себя «шутером», который облегчит трудности Кении. Недавно он подвергся критике за политику высоких налогов. Широкомасштабные экономические реформы отменили существующие субсидии на продукты питания и топливо, повысили налоги на заработную плату и ввели 2,75-процентный налог в Фонд социального медицинского страхования, а также 3-процентный налог с оборота (валового объема продаж) для малого бизнеса. Кенийские экономисты говорят, что высокие налоги привели к увеличению операционных расходов и закрытию некоторых предприятий.

Кенийцы прозвали его «Закайо» в честь библейского сборщика налогов Закхея.

По данным Федерации работодателей Кении, потеряв по меньшей мере 70 000 рабочих мест в частном секторе, Руто, похоже, приближается к потере доверия тех, кто голосовал за него.

Читайте также: План Маттеи: поиски итальянской политики в отношении Африки

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!