The Record: У России не получается изолировать интернет

По мере того как война России с Украиной затягивается, Кремль удвоил усилия по установлению контроля над Интернетом на своей территории. На прошлой неделе, например, известный российский правозащитник Алексей Соколов был задержан на пять суток за «демонстрацию символики экстремистских организаций». Речь идет о Facebook, логотип и ссылку которого Соколов разместил на своем сайте. Источник: The Record

«Мета», материнская компания Facebook, была признана террористической организацией в России после того, как Кремль обвинил ее в «русофобии» во время российского вторжения в Украину в прошлом году. Популярные мобильные приложения, такие как Facebook, Twitter и Instagram, запрещены в России, и доступ к ним возможен только через виртуальную частную сеть (VPN), которая также сталкивается с частыми сбоями, налагаемыми государственными регулирующими органами.

Россия давно хотела создать собственный Интернет, часто называемый Рунетом, который работал бы независимо от остального мира и соответствовал российским законам.

Последние два года сделали его амбиции более достижимыми, поскольку многие западные технологические гиганты, включая Apple, Microsoft и Google, приостановили или ограничили свои услуги в стране, призывая пользователей и предприятия перейти на российские альтернативы.

Но хотя переход на отечественное оборудование и программное обеспечение является привлекательным для авторитарных режимов, таких как российский, его реализация сталкивается со многими препятствиями, по мнению экспертов, беседовавших с Recorded Future News.

В отличие от Китая, российский Интернет никогда не создавался как самостоятельная система.

«Китай подключился к Интернету очень поздно, очень осторожно и с огромным населением, которое по политике очень схоже в культурном отношении», — сказал Эндрю Салливан, президент Интернет-сообщества.

«А благодаря огромному внутреннему рынку Китая они смогли создать полностью внутренние альтернативы любой услуге, предлагаемой за пределами Китая», — добавил он.

Китай потратил десятилетия на создание своего Великого файрвола — сложной системы цензуры и контроля в Интернете. Между тем, России, привыкшей покупать американские смартфоны, играть в японские видеоигры и иметь доступ к глобальным технологическим услугам, приходится совершать этот сдвиг, сталкиваясь с войной, финансовым кризисом, утечкой мозгов, нехваткой поставок и санкциями.

После войны в Украине Россия действительно начала больше полагаться на свои собственные технологии, особенно в таких важных секторах, как правительство и оборона. Однако эксперты ставят под сомнение способность Москвы полностью изолировать свою технологическую экосистему и Интернет.

«Похоже, что в России не существует условий для того, чтобы повторить путь Китая», — сказал Салливан.

«Это не значит, что Россия не попытается. Но этот путь, скорее всего, приведет к большему сопротивлению среди населения, у которого что-то отняли, чем то, которое возникло среди населения, у которого вообще никогда не было Интернета».

С начала войны в Украине более 200 иностранных технологических компаний, в том числе такие гиганты отрасли, как SAP, Cisco, Microsoft, AWS, IBM и Intel, прекратили предоставлять свои услуги в России.

Это подтолкнуло Кремль ускорить политику «импортозамещения», поощряя местный бизнес и государственные компании переходить на отечественные технологии.

Пока это в первую очередь затронуло госструктуры, которые согласно новому закону должны полностью отказаться от зарубежного программного обеспечения к 2025 году. Для многих россиян это не просто требование, а необходимость. Microsoft, которой пользуются до 90% корпоративных и государственных клиентов в стране, прекратила продлевать лицензии на свои продукты для российских предприятий.

К наиболее популярным российским альтернативам операционной системе Windows относится Astra Linux, изначально разработанная для военных и спецслужб страны. После приостановки действия лицензий Microsoft одна из палат российского парламента — Государственная дума — приобрела для своих депутатов и сотрудников 1800 лицензий на Astra Linux и отечественную альтернативу Microsoft Office под названием «Мой офис».

По словам Шакирова, трудно предсказать, как российский рынок технологий и интернета будет выглядеть через несколько лет, но есть большая вероятность, что он останется таким же, каким он есть сейчас.

Как и в советские времена, россияне пытаются найти способы пройти сквозь цифровой занавес, не нарушая его. Многие из них до сих пор пользуются запрещенными социальными сетями, смотрят пиратские вестерны, играют в запрещенные видеоигры и покупают технику Apple, которая обычно продается нелегально.

По словам Шакирова, все строгие правила имеют исключения и учитывают определенные интересы.

Например, Россия недавно внесла поправки в закон, запрещающий гражданам участвовать в иностранных некоммерческих организациях (НПО). Однако этот запрет потенциально может криминализировать участие в зарубежных проектах с открытым исходным кодом и повлиять на разработчиков российского программного обеспечения на базе Linux. Для решения этой проблемы бизнес предложил правительству составить отдельный список запрещенных НПО, исключающий проекты с открытым исходным кодом.

Некоторые из новых российских законов кажутся весьма оруэлловскими, и неясно, как они будут обеспечиваться. Например, закон, который запрещает российским сайтам регистрировать новые учетные записи пользователей с использованием иностранных адресов электронной почты. Вместо этого Россия требует, чтобы новые учетные записи были связаны с российским номером телефона, российским адресом электронной почты или биометрическими данными, что затрудняет сохранение анонимности россиян в Интернете.

По словам Салливана, очень сложно сказать, насколько близка Россия к своей цели – «суверенному российскому интернету».

«Что действительно верно, так это то, что если они достигнут поставленной цели, они больше не будут частью Интернета. Вместо этого это будет отдельная сеть с выходом в Интернет — что-то вроде «Россия онлайн» или что-то в этом роде», — добавил он.

Ранее стало известно, что Владимир Путин во время переговоров с Си Цзиньпинем попросил Китай помочь Российской Федерации защититься «от украинских хакеров» и изолироваться от всемирной сети.

Стороны договорились «усилить взаимодействие по линии спецслужб в сфере кибербезопасности». Китай придет на помощь РФ, подготовит и смонтирует несколько тестовых систем брандмауэров, которые будут не только защищать от кибератак, но и дадут возможность отключать российский интернет о всемирной сети.

Ранее мы писали, что Россия отрезала «ЛНР» от интернета.

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!