The Washington Post: Путин хочет навязать россиянам свою версию реальности

Кремль принял стратегическое решение отделить российский Интернет, известный в народе как Рунет, от остального киберпространства, создав «суверенный интернет», пишет The Washington Post.

Читайте также: В Москве россияне вышли на антиправительственный митинг после фальсификаций на выборах

16 сентября, за день до начала парламентских выборов в России, члены российского парламента вызвали представителей компаний Google и Apple, чтобы упрекнуть их за якобы «вмешательство» в голосование. Однако единственное «правонарушение» технологических компаний — это предоставление пользователям доступа к программе помощи при голосовании, созданной сторонниками заключенного лидера оппозиции Алексея Навального. В конце концов, обе компании поддались давлению и удалили приложение.

Подобное давление Москвы на технологические компании — лишь очередная часть более широкого нападения Кремля на свободу слова.

Кремль не планирует создания русской версии китайского «Золотого щита» или полностью изолировать Рунет от внешнего мира. Президент РФ Владимир Путин хочет, чтобы россияне полагались на российские сервисы и программы, общались через российские платформы социальных медиа, смотрели видео на платформах российского производства и искали информацию с помощью российских сервисов. Он надеется, что они будут зависеть от версии реальности, которую российские власти пытаются пропагандировать.

Москва уже сделала отечественную поисковую систему Яндекс выбором по умолчанию для смартфонов, что продаются в России.

Начиная со следующего года, согласно уже опубликованным Министерством образования рекомендациям, российские учителя смогут общаться с родителями и детьми только через российские платформы социальных медиа.

Кремль также поощряет развитие российской альтернативы YouTube. Чиновники надеются на RuTube — проект, финансируемый медиагруппой, которая контролируется близкими друзьями Путина. Никто не должен воспринимать это как попытку дать россиянам больше возможностей путем разработки локальных платформ. Настоящие намерения кампании явно следуют от человека, которого выбрали возглавить проект RuTube: бывшего руководителя Роскомнадзора Александра Жарова.

Кремль уже некоторое время закладывает основы для своей кампании.

Роскомнадзор приказал региональным поставщикам интернет-услуг сообщать об инфраструктуре Google в России еще в 2020 году. На встрече с российскими журналистами в феврале Путин намекнул, что он готов рассмотреть возможность запрета некоторых глобальных платформ, но он сделает это только после того, как страна получит их отечественные эквиваленты. Этот момент почти наступил.

Однако существует зловещий исторический прецедент для нынешней стратегии президента России. В свое время российский физик Владимир Фридкин изобрел первую копировальную машину в Советском Союзе в 1950-х годах, вскоре после смерти Иосифа Сталина. Некоторое время все были довольны изобретением Фридкина, и власть думала о введении его устройств в массовое производство.

Но вскоре КГБ издал приказ уничтожить копировальную машину Фридкина, и прототип разбили на части.

Логика спецслужб очевидна: они были обеспокоены тем, что люди могут использовать устройство для обмена информацией вне контроля Коммунистической партии.

Изобретение Фридкина уничтожили из-за страха, что знания могут стать неконтролируемыми.

Коммунистическая партия заплатила высокую цену за это решение позже, когда была вынуждена обратиться к покупке устройств Xerox за рубежом. Но Советский Союз заплатил еще большую цену, проиграв более широкие технологические гонки с Западом.

В 1990-х годах Россия переняла много западных технологий.

Это, в свою очередь, способствовало развитию таких российских технологических компаний, как Яндекс, например. Теперь именно успех этих компаний позволил режиму Путина поверить, что он может снова рассчитывать на «изоляцию».

Советский опыт технологической изоляции был неудачным. Может ли Кремль на этот раз усовершенствовать методы? Путин уверен в своих действиях. Российские власти достигли значительного прогресса во внедрении современных технологий наблюдения собственного производства, включая системы распознавания лиц, которые они успешно использовали против диссидентов.

В эти дни Путину не нужно ломать интернет: у него есть определенное количество российских альтернатив, которые он может использовать, по крайней мере в течение некоторого времени. Но если Кремлю удастся оторвать Россию от глобального киберпространства, страна в конце концов пострадает из-за упущенных возможностей для развития. Существует важный урок истории: страна всегда модернизировалась путем взаимодействия с внешним миром, а не путем изоляции, резюмирует издание.

В России прошли выборы в Госдуму. На них ожидаемо победила «Единая Россия». Эти результаты никого не удивили. С начала года с политической сцены России были устранены все мало-мальски неподконтрольные Кремлю элементы: разгромлены политические силы, способные на уличные протесты; ограничено и без того ограниченное пассивное избирательное право; СМИ с признаками независимости были объявлены иностранными агентами; российские провайдеры заблокировали сервис Google Docs, из магазинов Google и Apple исчезли приложения, созданные российской оппозицией для продвижения своей политической повестки.

Напомним, правительство России хочет получить право массово отключать населению интернет и связь.

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!