Российские нефтяники стали продавать бензин себе в убыток

За прошлую неделю стоимость бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала на 11% и в понедельник, 20 апреля, составила в европейской части России 35 770 рублей за тонну. При этом издержки компаний , подсчитали эксперты из независимого агентства «Аналитика товарных рынков», на 2 300 рублей превышают эту сумму и составляют 38 070 рублей за тонну, пишет РБК.

Появление такого убытка специалисты объясняют резким падением спроса на топливо. Дело в том, что в условиях режима изоляции, введённого из-за пандемии COVID-19 во многих российских регионах, по стране упал автомобильный трафик. Объем реализации на АЗС снизился по стране от 30 до 70%. В такой ситуации, отмечает аналитик Сбербанка Андрей Громадин, производители топлива готовы идти на понижение оптовых цен и соглашаются на дополнительные дисконты на бирже.

Главный экономист аналитической компании VYGON Consulting Сергей Ежов в свою очередь происходящее связывает с увеличением в несколько раз выплат по демпферу. Ещё в январе, по словам эксперта, нефтяники должны были отчислять государству 100 рублей за тонну, теперь эта сумма составляет больше 17 000 рублей.

Таким образом, в целом год компании могут перечислить в бюджет 600−700 млрд рублей, оценивали в Минфине РФ. Власти надеются, что это позволит сгладить удар экономики от резкого падения налога на добычу полезных ископаемых при низких ценах нефти российской марки Urals (меньше $15 за баррель), объяснял глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

Перечислять в бюджет РФ демпферные выплаты за бензин правительство обязало нефтяников в 2018 году, пишут «Открытые медиа». Такую меру власти объясняли необходимостью стабилизации на топливном рынке. Демпферный механизм, предполагает, что, если экспортный топливный рынок становится премиальным по сравнению с внутренним, государство доплачивает нефтяникам, чтобы они не поднимали цены на российских заправках. Если цены на экспортном рынке наоборот падают, перечислять деньги в бюджет должны нефтяники. Сейчас на экспортном рынке цена топлива составляет 23 500 рублей за тонну, то есть на треть дешевле, чем в России.

Из-за низких цен на оптовом рынке, следует из данных Refinitiv, на автозаправках, где стоимость бензина стабильна и не снижается, растёт разница между производственными затратами и ценой, которую за топливо готов заплатить потребитель. С начала года маржинальный доход АЗС, по оценкам аналитиков, вырос на 3,8 процентных пункта до 17,3%. Эксперты компании «Аналитика товарных рынков» полагают, что ситуация на рынке бензина может начать выправляться уже в мае, когда многие нефтяные компании планируют дополнительные простои НПЗ помимо майских ремонтов.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!