CACI: Влияние России в Центральной Азии ослабевает

Российское влияние ослабевает на Кавказе и в Центральной Азии, что наиболее заметно связано с выводом российских миротворцев из Нагорного Карабаха и одновременным решением Вашингтона начать переговоры с Ереваном о военной поддержке. Тот же процесс наблюдается в Центральной Азии в виде вялой поддержки войны в Украине и в критике его со стороны Казахстана. Источник: The Central Asia-Caucasus Analyst 

Читайте также: Россия начала выводить военных из Карабаха

Другими предвестниками этой тенденции являются постепенное сокращение использования русского языка и доминирование Китая в региональных финансах, торговле и инвестициях.

Тем не менее, Москва по-прежнему имеет значительные рычаги влияния на Центральную Азию и отдельные государства и может проводить внутреннюю политику, которая негативно влияет на правительства и граждан стран Центральной Азии.

Более того, последние данные свидетельствуют, что Россия начинает кампанию по восстановлению своего доминирующего положения в Центральной Азии. Таким образом, несмотря на войну в Украине и вызванное им бремя, нынешняя политика России в Центральной Азии представляет собой решительное сопротивление ее столь же заметному отступлению.

Контратака России в Центральной Азии носит многоплановый характер. В сфере культуры Москва бдительно защищает общественное использование и привилегированный статус русского языка и оказывает давление на местные органы власти с целью сохранения этого статуса, несмотря на растущие общественные настроения, направленные на возвышение местных, национальных или других иностранных языков в ущерб русскому.

Москва также оказывает давление на государства Центральной Азии по ряду других вопросов. Например, российские представители часто поднимают вопрос об угрозе аннексии Северного Казахстана как части предполагаемой российской территории.

Москва продолжает оказывать давление на правительства стран Центральной Азии с целью заставить их вступить в организации, созданные ею с 1991 года для сохранения своей гегемонии под видом многосторонних отношений: ОДКБ, Евразийский экономический союз, а в последнее время — газовый союз, призванный обеспечить подчинение этих стран энергетическим интересам России. Россия также продолжает бороться с Китаем, чье присутствие в регионе является необходимым и неизбежным.

Хотя Китай продолжает расширять экономическое присутствие в Центральной Азии, он в значительной степени оставил сферу безопасности под контролем России не в последнюю очередь из-за опасения увязнуть на второстепенном, а то и третьестепенном театре военных действий. В результате ученые видят «разделение труда», в котором Китай выступает в роли «банкира», а Россия — «шерифа».

Однако это не вся картина, поскольку Россия стремится сохранить власть над региональной энергетической экономикой, чтобы укрепить позиции и отрицать лидерство Китая. Так, Россия продолжает разрабатывать собственные континентальные планы торговли со странами Центральной Азии и отвергает попытки Китая и стран Центральной Азии ослабить доминирование России над энергетическими потоками.

С 2022 года Россия расширила сферу своих полномочий в этой области, включив в нее уран, тем самым укрепив позиции в области ядерной энергетики как в Центральной Азии, так и за ее пределами.

Это не единственное оружие в арсенале России, позволяющее влиять на Центральную Азию. Например, Москва обладает средствами для создания, поддержания и развертывания в каждом постсоветском государстве лояльной промусульманской партии, которую она может использовать для угрозы стабильности, суверенитету или территориальной целостности выбранного государства. Именно так обстоят дела с усилением враждебной российской риторики, направленной на Таджикистан после террористического акта в Москве 22 марта 2024 года.

Еще один пример того, что Россия по-прежнему обладает мощным потенциалом и силой — российские войска, действовавшие по приказу президента Казахстана Токаева, вмешались в ситуацию в 2022 году, чтобы помочь подавить масштабные беспорядки. Россия, вероятно, в одиночку, сохраняет возможность выручить местных правителей, которым могут угрожать внутренние или внешние повстанцы.

Ни один центральноазиатский правитель не готов отказаться от такой страховки, и этот факт обеспечивает стабильность российской власти в Центральной Азии. Москва, несомненно, воспользуется терактом 22 марта, чтобы донести террористическую угрозу как коллективную проблему, которая оправдывает еще большую координацию со стороны России.

Политика России в Центральной Азии исходит из убеждения в предопределенности ее гегемонии над отсталыми, неполноценными народами, а в более практическом плане — из необходимости доминировать в их энергетическом секторе и собирать ренту в интересах российской элиты.

Однако неуклонное и, по-видимому, необратимое падение экономического и других форм могущества России делает строительство империи в Центральной Азии и других регионах все более непосильным бременем. Становится все очевиднее, что Россия не может справиться ни со своими собственными проблемами, ни с растущими проблемами Центральной Азии.

Москва также не может оказать экономико-технологическую помощь, в которой нуждаются государства Центральной Азии. Как показала война в Украине, Россия все чаще не может обеспечить саму себя, учитывая ее растущую зависимость от Китая. Тем не менее ее нынешнее правительство придерживается взгляда на задачи и стратегию, который не был функциональным еще в 1849 году, когда его провозгласил министр просвещения Сергей Уваров.

Таким образом, Россия, несмотря на свою сохраняющуюся мощь, не предлагает Центральной Азии ничего, кроме попыток имперской реставрации и репрессий, которые могут привести к войне и застою. Поскольку Россия не может выполнить свою самозваную миссию, Центральная Азия, если правильно разыграет карты, сможет продвинуться вперед при условии получения значимой западной помощи.

Читайте также: BESA: Россия теряет влияние на Южном Кавказе

# #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!