В Африке Русская православная церковь открывает путь к церковному экспансионизму. Предлагая подарки, а не богословское убеждение, она завоевывает священников и приходы из Патриархата Александрии, который охватывает всю Африку. «Похищение» Московским патриархатом африканских православных христиан у его собственных братьев является менее странным, чем кажется, потому что это геополитический шаг и часть продолжающейся борьбы внутри Православной церкви за Украину. Источник: Foreign Policy
Читайте также: Как РПЦ вместе с наемниками «Вагнера» вторгается в Африку
Дж. Питер Фэм — один из самых опытных американских специалистов по Африке, а также посвященный епископальный священник с докторской степенью в богословии и постдипломным образованием в области канонического (церковного) права, а также более мировых квалификаций в области экономики, политической науки и международного права. Когда Фэм путешествует по Африке, где он служил спецпредставителем США по региону Великих озер, а также первым спецпредставителем США в Сахеле при администрации Трампа, он посещает церкви и беседует с братьями по духовенству различных конфессий.
«Я слышал о Московском патриархате уводящем священников из Патриархата Александрии. Когда я путешествовал в этих районах, где, как слышал, это происходило, я начал разбираться в этом. И оказалось, что это были не просто один или два изолированных случая. Это было большое количество африканских православных священников, которые были частью Патриархата в Александрии и были набраны Московским патриархатом. Это было очень систематическим», — сказал он.
Как следует из их названий, Патриархат Александрии и Патриархат Москвы связаны. Патриархат Александрии заботится о православных христианах африканского континента, за исключением традиционно православной Эфиопии, численность которых оценивается примерно в 1 миллион.
Это знаменитый патриархат, прослеживающий свои корни до времен Иисуса Христа и апостола Марка. Подобно Русской православной церкви, Греческая православная церковь Александрии относится к Восточной православной церкви, которой руководит Патриархат Константинополя. Традиционно Александрия занимает второе место после Константинополя и осуществляет надзор над православными христианами по всему африканскому континенту.
Патриархат Москвы, ведущий православных верующих в «Москве и всея Руси», согласно его официальному названию, не может претендовать на такие знаменитые истоки. Но веками он был одним из самых практически влиятельных органов в православии, и сегодня он обладает властью, о которой большинство религиозных деноминаций даже не догадывается. Не только у него около 90 миллионов членов в России и других бывших республиках СССР, но он также настолько тесно связан с российским государством, что фактически функционирует как его орган. Патриарх Кирилл, который, как и его предшественник Алексий II, был информатором КГБ для советских властей, энтузиазмом поддерживал войну в Украине.
Но Православная церковь Украины противостоит Кириллу и его Патриархату. Варфоломей является вселенским патриархом Константинополя и таким образом «первым среди равных» в православии, несмотря на то, что его штаб-квартира находится в городе, Стамбуле, где почти не осталось православных верующих. Патриархат Константинополя получает свое положение от того, что когда-то был сердцем Византии, но его практическая власть и финансирование обеспечиваются потому, что две трети американских православных христиан находятся под его юрисдикцией.
В 2019 году Варфоломей издал указ, разрешающий Православной церкви Украины отделиться от Московского патриархата. В октябре 2018 года, когда готовился указ, Москва заявила, что больше не находится в общении с Константинополем, и разорвала отношения с другими патриархатами, включая Александрию, в последующие месяцы. Российские государственные органы начали шпионить за Константинополем и преследовать его, что, из-за неопределенного положения в Турции, делает его крайне уязвимым.
Но несмотря на многочисленные давления со стороны Москвы, Варфоломей подтверждает свою поддержку Украины. «Желание единства и сотрудничества было разрушено новой церковной теологией, исходящей с севера: новой теологией войны, проповедуемой сестринской Церковью России, которая пытается оправдать неоправданные, святотатственные, неспровоцированные, дьявольские войны», — заявил он в сентябре прошлого года. Он добавил: «Это было в рамках прав и службы Вселенского Патриархата дать автокефалию [церковную независимость] Церкви Украины с ее 44 миллионами людей. Мы не намерены подвергать решения и инициативы Патриархата суду этой новой церковной теологии». Большинство других Патриархатов последовали примеру Константинополя, включая Александрию.
Не имея больших надежд на изменение остальной части православия, Москва обратилась к Африке. В течение последних нескольких лет российское правительство, обычно поддерживаемое группой «Вагнера», которая сейчас переименована в Экспедиционный корпус, энергично расширяло связи с африканскими правительствами.
В течение последних 18 месяцев русские православные епископы и священники также направляются в Африку в поисках новых возможностей. Они ищут не коммерческие контракты, а священников, которых можно убедить перейти из Александрии в Москву.
Они ищут не коммерческие контракты, а священников, которых можно убедить перейти из Александрии в Москву. Дефекты укрепляют позиции России в Африке и позволяют Кириллу нанести удар по Варфоломею и тем, кто, подобно патриарху Теодору II Александрийскому, поддерживает признание Варфоломеем независимости Православной церкви Украины.
Читайте также: The Economist: План РПЦ по влиянию в Африке проваливается
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet