Москва на саммите по Африке проявила двойную стратегию — СМИ

Анализируя стратегию России в отношении Мали, исследователи Максим Одне и Эммануэль Дрейфус описали ее как двустороннее присутствие, включающее официальную и неофициальную стороны. Этот двойственный характер действий России в Мали можно обнаружить и в других действиях России на континенте, и это было открыто продемонстрировано в Санкт-Петербурге во время саммита Россия-Африка 2023 года и сопровождавшего его публичного форума. Источник: The Moscow Times

Читайте также: Лидеры африканских стран потребовали от Путина прекратить войну и возобновить зерновую сделку

Обязательства России в Африке включают официальную сторону, характеризующуюся торговлей и инвестициями, дипломатическими отношениями, публичной дипломатией и инициативами ООН, среди прочих форм взаимодействия. Другая сторона — неофициальный или тайный элемент. Здесь в игру вступают Пригожины и Малофеевы, а также подконтрольные государству СМИ RT и Sputnik и российские спецслужбы. Саммит Россия-Африка 2023 года делал вид, что посвящен презентабельному публичному лицу российско-африканских связей, но и скрытая «темная» сторона российской внешней политики также была хорошо представлена.

Управление сообщениями

С официальной стороны цели были довольно расплывчатыми и включали в себя всеобъемлющую повестку дня, от бизнеса до культуры. Тем не менее, некоторые моменты были более заметными. Официальными партнерами саммита и форума являются сельскохозяйственные, горнодобывающие и технологические компании, а также образовательные учреждения. Не в силах конкурировать с Китаем, США и Европой в других областях, Россия превратила эти области в некоторые из ниш, где она может оставаться конкурентоспособной на континенте. Выход России из сделки по зерну сделал вопросы связи, логистики и сельского хозяйства актуальными для многих участников.

Содержание речей российских официальных лиц, включая Путина, было довольно мрачным; был описан изменчивый и хаотичный мировой порядок, где Африка и Россия находятся под ударом с Запада со всех фронтов. В этом сценарии Россия и Африка должны сотрудничать — как они якобы делали это во время холодной войны — чтобы сорвать агрессивную политику Запада и создать действительно многополярный мир. Все это хорошо зарекомендовавшие себя тропы в российской африканской дипломатии.

Итоги саммита выявили многие противоречия российской африканской дипломатии. Путин настаивал на том, что в конференции приняли участие представители почти всех стран Африки и что по вине Запада на ней присутствовало не более 17 глав государств. Ряд сделок был заключен между российскими и африканскими компаниями, а также были подписаны соглашения между российскими государственными органами и африканскими контрагентами.

Несмотря на свое влияние на дела континента, полномасштабное вторжение России в Украину редко обсуждалось публично. Тему африканского мирного предложения затронул Путин, но в целом русскоязычным удалось отделить мир в Европе от кремлевского видения международной безопасности. А именно, Путин утверждает, что Россия помогает Африке укреплять свой суверенитет, который является гарантией безопасности этого континента. Эта риторика делает Африку пассивным получателем российской помощи, а не потенциальным источником решений для России, тем более равноправным партнером.

Были видны и другие противоречия. В течение многих лет Африканский союз (АС) осуждал новые хунты в Западной Африке и выступал за возвращение к гражданскому правлению в Буркина-Фасо и Мали. Вовлекая хунту в такие области, как оборона и безопасность, Россия идет против АС в этом вопросе. Кремль не упускает из виду противоречие, поскольку организаторы саммита позаботились о том, чтобы на групповой фотографии Путина и лидера переворота Ибрагима Траоре осталось пустое место.

Сила смешения

Неофициальная сторона отсутствует на пленарных заседаниях — или на нее едва намекают — и скорее отведена для бесед в коридоре и встреч в кулуарах. Послание Путина к участникам публичного форума на самом деле подчеркивает неформальные дискуссии и встречи, которые обычно ожидаются от этих мероприятий. Действительно, на саммите присутствовало множество лиц, хорошо известных как ретрансляторы российского влияния за рубежом.

В заголовках снова оказался Евгений Пригожин. В отличие от саммита 2019 года, Пригожин появился в Санкт-Петербурге во время конференции, встретившись с членом делегации Центральноафриканской Республики. Также Виктор Бут, ранее уже намекавший на возвращение в «бизнес», присутствовал на форуме на панели по логистике. Константин Малофеев и его организации выступили на панели «Русофилия. Карина Кадырова — дочь Рамзана Кадырова — тоже присутствовала на коллегии под председательством военного преступника Марии Львовой-Беловой.

Работа Евгения Пригожина в «Русском доме» (также называемом Россотрудничеством) также хорошо отражает двойственный характер российской политики в отношении Африки. Официально Россотрудничество является агентством культурного сотрудничества правительства России, действующим по образцу Французского альянса или Гёте-Института. Однако его деятельность пересекает границу между двумя сторонами двойственного подхода России, часто выступая в роли ретранслятора российского влияния и пропаганды военного времени, в том числе в Африке. С 2022 года Пригожин подтолкнул свою организацию к масштабной экспансии в Африке.

Многие из этих деятелей имеют проторенные дорожки в Африке, но их влияние внутри самой России второстепенно. Главные действующие лица «вертикали власти» — кроме Путина — на саммите отсутствовали или были скрыты, чтобы не отвлекать внимание официальной стороны и саммита. При этом на форуме присутствовал Михаил Ковальчук. Некоторые считают его брата Юрия Ковальчука из-за его огромного богатства и влияния в СМИ вторым самым влиятельным человеком в России. Присутствие Михаила Ковальчука, а также членов его Курчатовского института позволяет предположить, что Ковальчуки были заинтересованы в этом событии.

Российская разведка, уже широко представленная на континенте, имела возможность связаться со своими коллегами на саммите. Например, на саммите присутствовал и даже выступил на публичном форуме лидер разведывательного сообщества Республики Конго Жан-Доминик Окемба — двоюродный брат многолетнего правителя Дени Сассу-Нгессо. С российской стороны, например, такие фигуры, как Малофеев и Пригожин, хорошо известны своими контактами с российской разведкой.

Ограниченное предложение России Африке

Каковы последствия для вовлеченных африканских государств? Мы можем думать о странах, представленных на саммите, как о разделенных на страны, правительства которых зависят от России, и страны, которые подстраховываются предложением России. В случае первых это хунты и другие изолированные режимы, чье выживание у власти зависит от оружия, денег и услуг безопасности, предоставляемых Москвой. В последнем случае это те, кто стремится привлечь международное внимание перед лицом разворачивающейся климатической катастрофы и надвигающегося голода, многие страны предпочитают вступать в бой с Россией, несмотря на ее преступную агрессивную войну. Эти две группы имеют — в этой очень общей и простой схеме — разные результаты.

Те, кто зависел от России, проявили лояльность к Москве. Обезумевшый Туадера, запутавшийся в сети «Вагнера», и малийская хунта, в частности, находят в России своего единственного собеседника, чтобы избежать изоляции. И ЦАР, и Мали были хорошо представлены на саммите. Возможно, хунта Буркина-Фасо рассматривает аналогичный путь.

Для всех остальных репутация России как жизнеспособного партнера всегда находится под вопросом. Торговля России с Африкой выросла с 2000 года, но остается маргинальной и однобокой, поскольку Москва редко покупает товары с континента. Что касается зерна, то глава ООН Антониу Гутерриш заявил, что упомянутые Путиным пожертвования не могут заменить зерновой сделки. Кремль может только отклонять африканское мирное предложение до тех пор, пока не оттолкнет от себя правительства, вложившие средства в успех этой инициативы.

Еще предстоит увидеть многие конкретные результаты, такие как попытка возрождения отношений с Мозамбиком или возможность добычи полезных ископаемых в Южном Судане. 25 июля ожидалось, что по итогам саммита будет принят план действий Россия-Африка на период 2023-2026 гг. В конечном итоге саммит не подтвердил роль России в Африке как ключевого игрока в делах континента. При Путине, и особенно после полномасштабного вторжения России в Украину, Россия стала скорее проблемой, чем решением для Африки.

Ранее сообщалось, что африканские друзья Путина заплатят за «бесплатное» зерно из России десятки миллионов долларов.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!