Роспропаганда пыталась четыре раза изменить общественное мнение россиян с начала войны

С начала войны в Украине госпропаганда РФ пережила как минимум четыре стадии. Сотрудник одного из прокремлевских пропагандистских СМИ рассказал, как менялись установки пропаганды по освещению боевых действий в Украине по мере того, как военные планы Кремля не оправдывались. Источник: Верстка

Читайте также: Пропаганда готовит россиян к мобилизации на войну с Украиной

Сначала россиянам рассказывали про денацификацию Украины, затем про «плюсы мирной жизни» на «освобожденных территориях», но после крупных военных неудач главный посыл пропаганды снова пришлось изменить.

В освещении войны было четыре очень неровных этапа. Первый продлился несколько месяцев и условно назывался «косплеим Великую Отечественную». Первые 2 месяца главным посылом в материалах была «денацификация». Сверху журналистов просили при каждом удобном случае проводить аналогии с освобождением Украинской ССР в 1943–1944 гг.

В середине апреля от администрации президента пришло указание подробно осветить круглый стол политологов «Денацификация: история, инструменты, перспектива».

Поскольку Владимир Путин тогда повторял, что РФ не собирается захватывать территорию Украины, этот тезис считался аксиомой. На этой волне один из официозных политологов Марат Баширов даже призвал, входя в очередной населенный пункт, не срывать с административных зданий желто-голубые флаги и просто вешать рядом российский триколор.

Читайте также: Пропаганда распространяет среди российских военных брошюры, объясняя, зачем им умирать в Украине

Одновременно с указаниями о том, что следует писать, в редакции поступали указания о том, чего писать нельзя — призывы украинских оппозиционеров из бывшей Партии регионов к созданию военно-гражданских администраций в городах, занятых российской армией.

К началу мая «денацификация» резко ушла на задний план. Надо было больше писать о том, как именно РФ выиграет от присоединения новых территорий — материально. Поступила команда внушать народу, что «СВО» попросту выгодна с финансовой точки зрения. В прокремлевских изданиях появилась серия заметок типа «Херсон поможет экономическому развитию страны» и «Запорожье поможет обогатить РФ». Общественное мнение решено было готовить к аннексии. На новые территории предлагалось смотреть как на источник богатства.

В АП не могли не понимать, что столь примитивная и корыстная идея звучит неубедительно, так как в таком ракурсе война выглядит как захватническая. Поэтому летом СМИ получили новое задание — развивать тезис «где киевский режим разрушает — РФ восстанавливает». Главным тезисом стало, наоборот, не «брать», а «отдавать», то есть заботиться о новых территориях.

«Уместно также упомянуть большие усилия по восстановлению мирной жизни в Мариуполе. Город стал символом киевской пропаганды, однако на деле оказалось, что разрушали его украинские вооруженные силы, но Россия в рекордные сроки смогла восстановить водо- и электроснабжение и продолжает работу по возрождению», — говорилось в методичке.

Также было приказано привлечь внимание к «социалке». В частности, — что жители российских «Херсонской и Запорожской областей» меньше платят за свет, воду и даже за бензин. Они также получают высокие пособия, включая материнский капитал, что было не по карману киевскому режиму. 

Осенью, с падением Изюма и Херсона, и с усилением обстрелов Донецка, поток таких указаний иссяк. О налаживании «мирной жизни» мы рассказывать почти перестали. Зато появился новые главные тезисы — и они не составляют никакого секрета, благодаря Валдайской речи Путина. Новые методички состояли из прямых цитат или пересказа этой речи. «Цивилизация Россия — самодостаточна. Брать полезное у других, оставаясь собой. Симфония культур. Россия может стать лидером выхода из глобального цивилизационного кризиса, который охватывает все человечество», — гласила очередная методичка.

СМИ как бы незаметно помогали читателю подзабыть «агрессивную повестку» про захват соседнего государства, а взамен сосредоточиться на «созидательной» позитивной идее — «стать лидером стран Незапада», помочь цивилизации выйти из кризиса. Спичрайтеры АП даже придумали новые красивые формулы, типа «симфония культур». На этих понятиях наша редакция осенью и делала основной акцент. Что происходит на Украине, каков расклад сил на «линии боевого соприкосновения» уже и неважно. Главное, что растет престиж России в Индокитае, Африке и Латинской Америке.

Комментируя в канун Нового года промежуточные итоги войны, Путин сформулировал новую главную цель «объединить русский народ». Однако, стоит отметить, об участии в войне бурятов, чеченцев или татар в методичках не упоминалось.

Напомним, ранее пропагандисты РФ скрыли цифры в заявлениях президента Путина о количестве мобилизованных.

Также мы писали, что роспропаганда значительно преувеличивает успехи армии РФ под Бахмутом.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!