Татарстан стал для российской власти испытательным полигоном

Татарстан часто входит в число пилотных регионов, в которых вводятся цифровые технологии контроля за гражданами. Так, РТ первой ввела QR-коды для поездок на всех видах общественного транспорта, в республике в экспериментальном порядке внедряли видеонаблюдение с функцией распознавания лиц, в этом же регионе активно использовали сервис по получению временных СМС-пропусков для жителей на период действия режима самоизоляции, введенного на фоне коронавируса. Как сообщается, Татарстан также войдет в число пилотных регионов для запуска электронных паспортов. «Idel.Реалии» выясняли, почему республика все время оказывается на передовой, когда речь заходит о создании «испытательных полигонов».

QR-коды и права человека

По решению татарстанских властей, с 22 ноября в республике запрещена продажа билетов на автовокзалах и автостанциях на маршруты регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения без предъявления QR-кода о вакцинации (или перенесенном заболевании) или медотводе. Исключение составляют межрегиональные перевозки и пассажиры моложе 18 лет.

Подписано и второе постановление, которое приостанавливает действие транспортных карт для жителей старше 60 лет, которые не привились и не имеют медотвода от вакцинации.

И важно подчеркнуть, что меры или ограничения не должны носить дискриминационный характер
С середины ноября Казанский «Метроэлектротранс» объявил срочный набор контролеров для проверки QR-кодов на станциях метрополитена. График у них сменный, заработная плата — 20 000 рублей на руки, наличие QR-кода обязательно.

Предполагалось, что проверять QR-коды в общественном транспорте будут при оплате проезда.

«Idel.Реалии» направили официальный запрос в пресс-службу президента Татарстана с просьбой ответить на вопросы редакции. Кроме того, мы попросили чиновников прокомментировать, насколько ограничительные меры соотносятся с Конституцией России и кто их инициирует — Москва или Казань? Ко времени публикации данного материала официальная Казань не ответила.

«Idel.Реалии» также обратились в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) и попросил прокомментировать, насколько принятые властями Татарстана меры соответствуют международным стандартам прав человека.

В Управлении ООН отказались комментировать конкретный кейс Татарстана, но напомнили, что у ограничительных мер должны быть рамки. Меры, как отметили в УВКПЧ, должны быть предусмотрены законом, они должны быть необходимы для достижения законной цели. Они, по словам представителя УВКПЧ Лиз Троссель, должны быть соразмерными и наименее навязчивым вариантом для достижения желаемого результата.

«И важно подчеркнуть, что меры или ограничения не должны носить дискриминационный характер. Кроме того, государства должны использовать все доступные средства для поощрения людей к вакцинации. Сюда могут входить кампании по информированию общественности, особенно нацеленные на людей и группы, которые маргинализированы, или среди которых наблюдается более высокая степень нерешительности в отношении вакцинации», — подытожила Троссель.

Ситуацию комментировали и в России, причем не так сдержанно, как на международной арене.

Так, депутат Госдумы России от КПРФ Ирина Филатова, представляющая Чувашию, Марий Эл и Мордовию, считает, что «это первый опыт ограничения людей на право передвижения в регионах страны и фактически массовое нарушение базового права людей на свободу передвижения, закрепленного в статье 27 Конституции России».

«Считаю, что власти решили протестировать эту систему на отдельно взятом регионе, чтобы в случае провала этой инициативы, массового недовольства населения и широкого общественного резонанса можно было бы отыграть всё назад и из Москвы демонстративно поругать руководство Татарстана, что они слишком поторопились с введением QR-кодов. Ну, а если введение QR-кодов в Татарстане пройдёт спокойно и не вызовет никаких проблем для власти, то успешный опыт Татарстана будет перенесён на другие регионы. Фактически сегодня в Татарстане решается вопрос, будут ли введены QR-коды на транспорте по всей стране, или эксперимент признают неудачным из-за массового недовольства населения», — написала народный избранник на своей странице в Инстаграме.

Политический аспект

Московский политолог Аббас Галлямов отметил, что изначально тоже подумал, что инициатива исходит от Москвы.

— Я тоже поначалу так подумал, но потом посмотрел статистику и увидел, что ситуация с ковидом в Татарстане действительно тяжёлая, поэтому нельзя исключать того, что руководство республики приняло это решение самостоятельно, без всяких просьб со стороны Москвы. Проблему ведь нужно как-то решать, — сказал он корреспонденту «Idel.Реалии».

А на вопрос о том, как объяснить столь частое использование Татарстана в проводимых экспериментах, эксперт сослался на репутацию руководства республики как «продвинутого и решительного» и этим объяснил то, что выбор все время падает на поволжскую республику.

«Ну в целом у республиканского руководства репутация продвинутого и решительного. К тому же управленческая вертикаль в регионе действительно отстроена — и этим он отличается от большинства других субъектов страны. Поэтому в Татарстане есть шанс на то, что все задумки не увязнут в неэффективной системе управления, а будут доведены до ума», — подытожил эксперт.

А вот американский эксперт по России Пол Гобл настаивает на том, что Татарстан используют в качестве экспериментальной площадки.

«Я думаю, что Москва использует Татарстан как полигон сейчас и делал это в прошлом как раз по причине того, что Москва смотрит на реакцию людей в регионе. Если что-то пойдет не так, Москва может обвинить в этом татарскую политическую элиту и, таким образом, получить еще одну причину для понижения статуса республики. Если все пойдет хорошо, это можно будет отметить как победу России, не обращая внимания на Татарстан. У этого есть долгая история, и никого не должно удивлять то, что Москва делает это, поскольку ее тактика работает как внутри России, так и за ее пределами», — прокомментировал он.

Напомним, Госсовет Татарстана не поддержал проект федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».

Как сообщил глава комитета Госсовета по госстроительству Альберт Хабибуллин, отдельные положения этого законопроекта «противоречат Конституции РФ» как демократического государства.

Как сообщил в комментарии Guildhall российский журналист Иван Яковина, решение парламента Татарстана отказать Кремлю в принятии федерального закона, ликвидирующего должность президента республики, может быть индикатором сложившегося понимания среди региональных элит в Татарстане того, что действующий в Кремле режим ослабевает.

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!