The Economist: Меркель оставит в наследство Германии массу нерешенных проблем

Только Отто фон Бисмарк и Гельмут Коль возглавляли Германию дольше, чем Ангела Меркель. Бисмарк создал империю и «изобрел» первые в Европе государственные пенсионные и медицинские системы. Коль контролировал воссоединение Германии и согласился заменить немецкую марку на евро. Достижения Меркель более скромные. Уже совсем скоро выборы определят ее преемника, пишет The Economist.

Читайте также: Меркель назвала причину, по которой Германия планирует вступить в переговоры с талибами

За 16 лет пребывания на посту канцлера она пережила ряд кризисов — от экономического до пандемического. Его способности в поиске консенсуса принесли плоды как для Германии, так и для Европы. Но правительство Меркель также делало ошибки на национальном и международном уровнях.

Германия сейчас процветающая и стабильная страна. Однако назревают неприятности. Поскольку Меркель готовится покинуть пост, после выборов будет сформировано новое правительство.

Список заброшенных вопросов длинный. Германия выглядит как роскошный автомобиль, на котором, однако, видны признаки неухоженности. Государственный сектор не в состоянии эффективно инвестировать, отставая от своих соседей в развитии инфраструктуры, особенно цифровой. Это мешает не только новым технологическим компаниям, но и другим сферам бизнеса.

Тяжелая внутренняя проблема Германии — это несостоятельность реформировать пенсионную систему. Немцы быстро стареют, и в конце этого десятилетия бэби-бумеры станут еще большим грузом для бюджета, когда выйдут на пенсию. Касательно изменения климата, Германия также была вялой и все еще выбрасывает больше углерода на душу населения, чем любая другая крупная страна ЕС.

В Европе, где влияние Германии имеет важное значение, наибольшее разочарование вызвало нежелание Меркель пользоваться этим влиянием. ЕС еще не справился со слабостью своих «должников» на юге. Только во время пандемии блок создал финансовый инструмент, который позволяет ЕС выдавать часть наличности как гранты, а не как дополнительные займы. Но это была одноразовая акция. Что еще хуже, правила «стабильности», которые заставят страны вернуться к экономии, чтобы сократить свои долги, будут возрождаться. Германии, всегда мощному голосу в ЕС, следовало настойчивее бороться за более разумный подход.

Во внешней политике ЕС Германия могла и должна была делать больше, чтобы быстрее приспособиться к менее стабильному новому мира. Китай становится все более сложным экономическим и стратегическим соперником, Россия — непредсказуемой угрозой, а Америка — рассеянным и неопределенным союзником.

Однако Германия отступила. Несмотря на недавнее повышение расходов, Берлин все еще слишком мало тратит на оборону. Германия обращается к Пекину в надежде на лучшие условия торговли. Берлин фактически позволяет президенту России Владимиру Путину шантажировать ЕС, поддерживая новый газопровод «Северный поток-2». Другие лидеры Европы также, в первую очередь президент Франции Эммануэль Макрон, должны были требовать, чтобы Европа сделала больше.

Кто из немецких кандидатов в канцлеры может быть лучше Меркель? Опросы свидетельствуют о том, что Германия может создать «разносторонний» новый парламент, в котором нет ни одной партии или даже двух партий, способных сформировать правительство. Зато потенциальная идеологически непоследовательная трехсторонняя коалиция, сочетая «экологичных» Зеленых и сторонников бизнеса, будет страдать при принятии важных решений.

Это еще один симптом эпохи Меркель. Привыкшие к стабильности и осторожности, немцы, вероятно, не заинтересованы в серьезных дискуссиях о будущем. Кризисная политика стала постоянной альтернативой инициативных изменений. Кандидаты не имеют стимула освещать проблемы своей страны. Результатом стала одна из наименее активных предвыборных кампаний: все об избирательной гонке, но не о проблемах.

Из возможных результатов два представляются наиболее вероятными. Первый результат — это коалиция, возглавляемая партией Меркель, христианскими демократами (ХДС) и их баварской партией ХСС (Христианско-социальный союз) во главе с Армином Лашетом. Другая — коалиция во главе с Олафом Шольцем от социал-демократов (СДП). В любом случае к коалиции присоединятся «Зеленые» и свободные демократы, которые поддерживают бизнес. Оба результата имеют серьезные недостатки.

Возможно, ХДС / ХСС было достаточно шестнадцати лет у власти. Партия исчерпала идеи и драйв, как показало ее решение избрать относительно пассивного кандидата в канцлеры. Лашет провел мрачную предвыборную кампанию, и по прогнозам, он приведет свою команду к низкому результату. Опросы показывают, что Шольц имеет большую поддержку среди избирателей.

Шольц был умеренным министром финансов. Германия ему доверяет. Он имеет больше шансов сотрудничать с «Зелеными» по изменению климата. Проблема в том, что, хотя он принадлежит к крылу своей партии, которое поддерживает бизнес, СДП наполнена «левосторонними» политиками. Они могут попытаться затянуть Шольца дальше в своем направлении.

Мир должен ожидать, что переговоры о коалиции в Германии будут продолжаться месяцами, подрывая европейскую политику. И в результате Берлин рискует получить «парализованное» правительство, резюмирует издание.

«После Меркель» европейские политические партии какое-то время будут сосуществовать в формате «политики наименьшего общего знаменателя». Балансирование ЕС между США и Китаем усложнится. А отделять европейскую внешнюю политику от торговли и инвестиций будет все труднее.

Читайте также: Выборы в Бундестаг: социал-демократы впервые за 15 лет обошли партию Меркель в рейтингах

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!