Афганский интерес: Турция против России

Афганистан интересен не только Москве, но и Реджепу Тайипу Эрдогану. Между Таджикистаном и боевиками «Талибана» очень своевременно — на фоне выведения американского контингента из Афганистана — начались стычки на границы. Почему? Сейчас объясню. Давайте по порядку.

Итак. Стычки. Душанбе жалуется в Москву, что, мол, так как американцы выводят свои войска, талибы всё чаще забираются в соседние страны, в том числе в Таджикистан, где пограничники были вынуждены препятствовать этим «турпоездкам» боевиков.

В связи с чем власти Таджикистана молят о помощи издыхающую альтернативу НАТО — Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

ОДКБ — это шесть стран-членов: Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Беларусь сейчас занята преследованием оппозиции, Армения — отходит после поражения в войне с Азербайджаном и Турцией; с Кыргызстаном у Таджикистана тоже конфликт; Казахстан планомерно уходит с орбиты влияния России. Остается эта самая Россия.

Да и в принципе, когда говорим ОДКБ, подразумеваем Россию.

Так что в данном случае обращение Душанбе к ОДКБ — больше для солидности и значительности. На деле же Таджикистан хочет видеть на своей территории прежде всего «спасителей» с триколором.

Зря что ли Эмомали Рахмон стал единственным мировым лидером, который согласился посетить парад победобесия в Москве в этом году?

В общем. Когда заявочка поступила, Кремль не мешкал. Там радостно взвизгнули, ну, или заржали… И министр странных дел РФ Сергей Лавров оперативно доложил, что вопрос будет рассмотрен немедленно и дал понять, что Россия-таки введет войска.

Но! Параллельно российское руководство успевает ублажать по высшему разряду еще и другую сторону — собственно талибов.

Те даже свою делегацию в Москву отрядили после обращения Душанбе.

И тут с россиянами приключился занятный конфуз из области «сами себе в ногу выстрелим».

Сам факт прибытия талибов в Москву должен был максимально освещён в том, что в России называют средствами массовой информации. Что они послушно и сделали.

Но при этом они также послушно выполняют требования российских роскомнадзоров о маркировке различных организаций, внесённых в кремлёвский чёрный список: будь то «Правый сектор» или «Талибан».

Вот и получилось в итоге, что российские СМИ выпрыгнули из штанов, рассказывая о визите талибов, не забывая указывать в скобках: «Запрещено в России».

Очень абсурдно выглядят лид-абзацы таких публикаций: «Делегаты движения „Талибан“ (запрещено в России) прибыли в Москву….»; «Движение „Талибан“ (запрещено в России) заявило» то-то и это.

В общем, эта пропагандистская машина сломалась, несите следующую…

Мы вам не враги, иноверцы

Теперь: чего же назаявляли запрещённые талибы в «запрещённой» для большей части цивилизованного мира Москве?

Первое и ключевое: «Талибан» России не враг и не позволит кому-либо напасть на Россию с территории Афганистана. Кто-либо — это «Исламское государство», с которым, как утверждают талибы, они очень яростно воюют.

Всё остальное, что наговорили талибы, — это вода и фон. Ключевое: «У нас очень хорошие отношения с ними, с Россией, — сказал спикер „политофиса“ движения Мохаммад Сохаил Шахин. — Мы не собираемся их атаковать. Зачем нам это делать, если у нас хорошие отношения?»

И ведь не врёт!

В совокупности вотэтовотвсё — заявления Душанбе и талибов — ну, очень смахивают на хорошо спланированную (за исключением откровенно идиотских косяков с формулировками) многоходовочку.

Рахмон прости помощи у Москвы, Россия де-факто соглашается. Затем приезжают талибы с трубкой мира. И РФ без пяти минут снова миротворец в регионе, который она относит к зоне своего влияния.

Как в случае с Донбассом, к слову. Россияне сами загнали на украинскую землю своих орков и урук-хаев, вручили им свою технику, сами же воюют и убивают украинцев, но при этом упорно выступают стороной переговоров, но не конфликта.

Та же штука и с Афганистаном. Годами обхаживали талибов, затем спровоцировали эскалацию и теперь будут все разруливать. Или играть в имитацию, поскольку фишка России не в завершении конфликтов, а в их замораживании, посредством чего она дестабилизует страны и целые регионы.

Teşekkür ederim, сельджуки!

Сейчас Москва стремится проскользнуть в слегка приоткрытое окно возможностей. Оно таковым стало после того, как администрация Байдена фактически завершила начатое предшественниками — оформила окончание 20—летнего присутствия США в Афганистане.

Пока для защиты аэропорта в Кабуле останется небольшой контингент американских военнослужащих.

Однако понятное дело, что контингент этот погоды не сделает. Отсюда и энтузиазм России и талибов.

Последние, как только в Вашингтоне чётко заявили, когда американцы выйдут из Афганистана, решили поиграть в региональную дипломатию, возомнив себя едва ли не государством.

Начали они (какое совпадение) с Таджикистана, а именно с призыва к Таджикистану и Кыргызстану после вооруженного конфликта на их границе прекратить кровопролитие и быть пай-мальчиками.

Казалось бы, ну какое кому дело до того, к чему там призывают террористы.

Только вот следует также учесть, чьи уши торчат из этого конфликта. Мы уже знаем, что Москва на стороне Душанбе. Что даёт ей официальный повод объявить декларативный протекторат на Рахмоном.

А вот Кыргызстан может рассчитывать на поддержку Турции, которую ему незамедлительно пообещал президент Реджеп Тайип Эрдоган.

Читайте также: Таджикистан принял афганских военных, бежавших от талибов

Получается, что на данный момент Путин и Эрдоган движутся по одной и той же накатанной лыжне.

Турецкий президент нашел формальную причину для объяснения появления турок в Центральной Азии, включая Афганистан.

Во—первых, это переговоры с Байденом во время саммита НАТО, по итогам которых стало известно, что Анкара оставит своих бойцов в Кабуле для охраны пресловутого аэропорта.

Во—вторых, и без договорённостей с президентом США Эрдоган в последнее время активно окучивал ЦА. Когда кыргызы схлестнулись с таджиками, он предельно ясно заявил, что «военная агрессия не должна повториться в отношении дружественного Кыргызстана».

Есть у президента Турции виды и на Афганистан, с лидером которого, Ашрафом Гани, он периодически созванивается, чтобы выразить свою дружбу и расположение.

Читайте также: Переговоры с талибами: Кремль возвращается в Центральную Азию

В марте, например, Эрдоган сказал следующее: «Мы имеем общие исторические и культурные ценности… Афганистан всегда занимал особое место в сердце турецкого народа. Эта любовь началась с Империи сельджуков и получила дальнейшее развитие после провозглашения республики».

Сельджуки — это исторически-идеологический джек-пот, на самом деле, ведь во время существования империи сельджуков (1037-1194 гг.) под их контролем находились территории современных Турции, Афганистана, Сирии, Палестины, Ирака, Ирана, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана.

Просто колоссальная вырисовывается потенциальная зона влияния Турции. Эрдоган теперь претендует не только на наследство Блистательной Порты, но и Сельджукской империи.

В Кремле очень быстро смекнули, чем это пахнет. У неё уже имеется печальный опыт отношений с турками в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе.

Очень даже возможно, что новое столкновение интересов Турции и России состоится ещё дальше на востоке — в Центральной Азии. Также возможно некое подобие компромисса между ними в виде разделения зон влияния в Афганистане.

Правда нужно понимать и то, что ещё один замороженный конфликт станет тяжким бременем для исхудавшей бюджетной мошны России. Да и лезла Москва уже как-то в Афганистан и еще быстрее вылезала обратно, потерпев позорное поражение. В итоге же афганская кампания стала одной из причин распада СССР.

Читайте также: Делегация “Талибана” посетила Москву

История циклична. И Россия явно эти циклы максимально сжимает, очертя голову вмешиваясь повсюду, где может, и без оглядки на последствия.

Владислав Гирман

Источник

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!