Россия готовит новую сомнительную вакцину. К разработке много вопросов

В малоизвестном научном журнале «Инфекция и иммунитет» вышла первая рецензируемая научная статья о российской вакцине «ЭпиВакКорона» новосибирского научного центра «Вектор». Несмотря на то, что вакцина была зарегистрирована Минздравом еще в октябре и уже активно производится, до сих пор все публичные данные о ней ограничивались лишь заявлениями на сайте Роспотребнадзора, которому подчиняется «Вектор», двумя патентами и несколькими интервью разработчиков. В разговоре  разработчик и первый автор нынешней статьи Александр Рыжиков и заместитель гендиректора центра «Вектор» Татьяна Непомнящих обещали появление первой полноценной статьи про вакцину со дня на день — так оно и произошло. Однако статья, вопреки ожиданиям и февральским заявлениям самого Роспотребнадзора, появилась далеко не в The Lancet или The New England Journal of Medicine, а в малоизвестном российском издании «Инфекция и иммунитет», пишет «Медуза».

Читайте также: Поставки вакцин. Макрон обвинил Россию в развязывании войны нового типа

В статье новосибирских ученых приводятся результаты первой и второй фаз исследования вакцины. В них оценивается краткосрочная безопасность, наличие и частота нежелательных явлений, а также иммуногенность — то есть способность вакцины провоцировать реакцию иммунитета. Эффективность — собственно, способность защищать от заболевания или инфекции вирусом — в ней не описана. Этому посвящено другое исследование — оно пока продолжается, в нем участвуют три тысяч человек.

Исследование, о котором идет речь в статье, состояло из двух фаз. На первом этапе прививку сделали 14 добровольцам, после чего авторы наблюдали за аллергическими и другими нежелательными реакциями. На втором этапе 86 добровольцев поделили на две равные группы, участники которых получали либо вакцину, либо плацебо — в этом случае исследователи отслеживали не только частоту нежелательных явлений, но и наличие иммунного ответа в форме выработки антител.

Побочек почти ни у кого из участников исследования не обнаружилось: только боль в месте укола, причем с довольно низкой частотой — при первой вакцинации она проявилась у четырех (9,3%), при второй — у двух (4,7%) человек. Системных реакций, вроде повышения температуры, исследователи не зафиксировали.

Существенно более интересна часть, посвященная не безопасности, а тому, как взаимодействует вакцина с иммунитетом. Статья вышла на фоне публикации открытого письма участников гражданской вакцинации, в котором группа энтузиастов, получивших вакцину в рамках клинического исследования, просит Минздрав провести независимое от Роспотребнадзора исследование «ЭпиВакКороны». Дело в том, что они обратились в независимые лаборатории, чтобы проверить заявления разработчиков о выработке общих и нейтрализующих антител к коронавирусу, — и, согласно полученным результатам, общие антитела обнаруживаются лишь у доли добровольцев, которая гораздо меньше ожидаемой, а нейтрализующих антител не образовалось вовсе.

В статье впервые приведены данные как по общим, так и по нейтрализующим антителам, однако в них есть множество странностей. Например, использован не особый тест на антитела, который был рекомендован самим Роспотребнадзором (тесты из независимых лабораторий, судя по исследованиям энтузиастов, просто не показывают их выработку), а два других — про один из которых вообще ничего не известно.

Что важнее, данные по нейтрализующим антителам начинаются лишь с 35-го дня вакцинации. Что с ними происходило до этого — не ясно. Это тем более удивительно, что даже в группе, получившей плацебо, нейтрализующие антитела все равно обнаруживаются — их среднегеометрический титр, конечно, меньше, чем в группе вакцинированных, но всего в пять раз — у получивших вакцину он составляет 1:48, а у невакцинированных — 1:10. Группа плацебо интересна еще и тем, что по непонятной причине титр общих антител в ней на протяжении эксперимента падает — авторы не предлагают никакого объяснения этому факту. Некоторый небольшой «фоновый» уровень в этом случае может объясняться несовершенством теста, но совершенно не понятно, почему фон со временем меняется.

В статье описан случай заболевания коронавирусом у добровольца, который получил вакцину, а не плацебо, причем заболевание было зафиксировано на 47-й день после вакцинации. Это, конечно, ничего не говорит об эффективности вакцины, но в столь малой выборке обращает на себя внимание.

Другие компоненты иммунитета помимо антител — то есть Т-клеточный ответ, цитокины и так далее — разработчики активно обсуждают, но никаких данных по ним в статье нет. Это сильно отличает публикацию от аналогичной публикации по «Спутнику V» и всем остальным противокоронавирусным вакцинам.
В статье есть явные опечатки: например, вместо группы плацебо на схеме присутствуют две группы вакцинированных, а при описании методов анализа антител неожиданно появляется «сыворотка иммунизированных животных», а не людей.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!