Le Monde: Коронавирус в Беларуси. Между дезинформацией и репрессиями

Пандемия, которую первое время отрицал непризнанный президент Лукашенко, теперь используется для подавления инакомыслия в Беларуси, пишет Le Monde. В марте 2020 года непризнанный президент Беларуси всех удивил, назвав пандемию Covid-19 «массовым психозом» и представив свои медицинские рекомендации по борьбе с ней на основе водки или хоккея. Почти год спустя непризнанный президент Александр Лукашенко, ставший мишенью беспрецедентного протестного движения после своего сфальсифицированного переизбрания в августе 2020 года, наконец, признал существование вируса.

Читайте также: Сомнительная вакцина по завышенным ценам. В Беларуси пожаловались на поставки “Спутника V”

Кампания вакцинации в Беларуси, нацеленная в первую очередь на работников системы здравоохранения, «близится к завершению», как сообщило в среду 10 февраля государственное информационное агентство БЕЛТА. Цель правительства — вакцинировать 1,2 млн из 9,5 млн человек «до конца весны». Власти используют вакцину «Спутник V», поставляемую Россией, но также полагаются на ее вторую вакцину, «ЭпиВакКорона».

Вторая волна эпидемии, судя по всему, стабилизируется, в частности, благодаря тому, что количество больничных коек на душу населения является одним из самых значительных в мире (10,8 на 1 тыс. жителей по сравнению с 5,9 во Франции, по данным Всемирного банка). Однако санитарный кризис стал предметом кампании дезинформации и цензуры, — отмечает журналист. — Согласно докладу НПО Human Rights Watch, опубликованному 11 февраля, Беларусь является одной из 51 страны, в которой правительство использовало «меры общественного здравоохранения, связанные с Covid-19 или законами, принятыми до пандемии, для того, чтобы незаконно арестовывать, содержать в тюрьме, привлекать к ответственности или налагать штрафы на людей, выражающих свое несогласие с пандемией или другой государственной политикой, не связанной с Covid-19.

В последнем отчете от 14 февраля Министерство здравоохранения Беларуси выдвигает цифру в 1658 новых случаев за сутки. «Всего с начала пандемии были зарегистрированы 268 687 человек с положительным тестом на COVID-19. За весь период распространения инфекции на территории страны умерли 1849 пациентов с выявленной коронавирусной инфекцией», — говорится в официальном сообщении. Эти цифры оспариваются частью медицинского персонала. Это «большая ложь», — заявили Татьяна Салей и Анастасия (пожелавшая остаться неназванной), два врача, работающие в реанимационном отделении двух больниц Минска. «Наше правительство насчитывает пять или шесть смертей по всей стране за один день, но только в моей больнице каждый день происходит столько же или больше смертей», — раздраженно говорит доктор Салей. Однако медицинское сообщество не располагает никакими документами, которые могли бы противоречить официальной информации. Виной всему, по мнению двух врачей, атмосфера страха, которая царит в больницах, говорится в статье.

Читайте также: Провал российской вакцины: “Спутник V” не пользуется популярностью в мире по предзаказам

На основе данных о смертности с апреля по июнь 2020 года, предоставленных белорусскими властями на портале данных ООН UNdata, белорусский исследователь Андрей Елисеев отметил «избыточную смертность примерно в 5500 человек» в период с 2019 по 2020 год, в то время как официальная статистика показывает только 392 смерти от Covid-19 за тот же период. Он сообщил Le Monde, что данные за вторую половину 2020 года «подверглись цензуре властями». Несмотря на это, «на основании этих разрозненных данных можно с осторожностью оценить, что число дополнительных смертей на 2020 год, вероятно, превысило 20 тыс. человек».

Эпидемия также стала инструментом подавления протестующих, — отмечает автор статьи. — По мнению Валентина Стефановича, содиректора правозащитного центра «Весна», который задокументировал более 33 тыс. арестов демонстрантов с 9 августа, «тюрьмы являются основными очагами болезни. Согласно их последней оценке, 25% людей считают, что они заразились в тюрьме, а 36% считают, что их намеренно смешали с сокамерниками, заболевшими Covid-19».

По словам Стефановича, режим использовал ограничения, связанные с эпидемией, «очень избирательно». «Например, люди, которые сейчас находятся в тюрьме, не могут получать еду от родственников, это запрещено из-за санитарного кризиса. Они также не могут встречаться со своими адвокатами, а судебные дела по административным взысканиям проходят через Skype. Однако адвокатам очень сложно защищать своих клиентов таким образом. И это полностью запрещено законом.

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!