«Роснефть» и «Газпром» не уплатили десятки млрд рублей в бюджет России

Около четверти суммы дивидендов, которые государство РФ летом 2019 года должно было получить будучи контролирующим акционером «Газпрома» и «Роснефти», не дошли до федерального бюджета.

Из 209 млрд рублей выплат по пакетам акций в крупнейшей нефтяной и крупнейшей газовой компании страны, 51 млрд останутся на счетах «Роснефтегаза» — непубличной компании, которая 13 лет копит на счетах углеводородные доходы государства, не отчитываясь о том, на что и как они тратятся.

Скрывающийся в тени фонд, которому принадлежит контрольный пакет «Роснефти» (50% + 1 акция), а также 10,97% акций «Газпрома» в июне и августе получил 103,16 млрд рублей в виде дивидендов от этих двух компаний.

«Газпром» заплатил акционерам 393 млрд рублей, из которых 43,11 млрд — «Роснефтегазу»; «Роснефть» — 120,1 млрд и 60,05 млрд соответственно.

Сам «Роснефтегаз» перечислит в бюджет лишь половину полученной суммы — «ориентировочно около 51,4 млрд рублей», следует из материалов Счетной палаты к отчету об исполнении бюджета РФ.

Точная сумма пока не определена. «Проводится работа по подготовке директив по выплате промежуточных дивидендов по результатам первого полугодия 2019 года», — констатирует СП.

Ставший теневой «кубышкой» Кремля, «Роснефтегаз» из года в год вклинивается в поток дивидендов, забирая себе их львиную часть. В прошлом году компания получила 148 млрд рублей, однако в бюджет отдала лишь 65 млрд.

На начало года общий объем этой нераспределенной прибыли достиг 505 млрд рублей. Это средства, которые «Роснефтегаз» получил как собственник госкорпораций, но до бюджета так и не довел.


Из них лишь 21 млрд рублей осталось в наличной форме на счетах. Чуть больше половины было вложено в «краткосрочные финансовые активы». Судьба оставшихся 200 млрд покрыта тайной.

В 2015 году «Роснефтегаз» стал непубличным акционерным обществом и не раскрывает отчетность, несмотря на то, что владеет ключевыми активами государства в энергетике.

«Роснефтегаз» создавался как временное хранилище взятых под контроль государства акций «Роснефти» и «Газпрома». Предполагалось, что он будет ликвидирован, как только погасит многомиллиардный кредит, но вернув банкам деньги в 2006 году, продолжает существовать до сих пор.

Доступ к телу и счетам компании закрыт даже чиновникам. «Роснефтегаз» — это «черная дыра», он «живет по своим правилам», не отвечает не письма правительства, и все шлет Путину, как будто собственник — он, а не Росимущество, жаловался «Ведомостям» федеральный чиновник в 2016 году.

«Это компания с особым статусом, потому что она ничего не делает, — рассказывал ранее Bloomberg президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Объяснить, зачем нужен «Роснефтегаз», абсолютно невозможно с экономической точки зрения».

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!