Основатель Der Spiegel в медийных войнах Штази

Раскулачивай Шпрингера!

Спонсировал ли он кампанию против Springer?  Роль основателя Der Spiegel Рудольфа Аугштайна стала главным предметом споров об ошибках 68-го года — благодаря дискуссии о члене СЕПГ Карле-Хайнце Куррасе, большом любителе пострелять. Защитники редактора Spiegel, умершего в 2002 году, отрицают, что он финансово поддерживал кампанию против Bild и Ко в 1960-х годах.

Когда Springer-Hochhaus открыл свой офис 6 октября 1966 года в старом “газетном” квартале Берлина, там работал Рудольф Аугштайн — как и многие другие, принадлежавшие к политическому классу Боннской республики. Федеральный президент Генрих Любке, вице-канцлер Эрих Менде и мэр Берлина Вилли Брандт выступили с приветственными речами, Гюнтер Грасс в новом костюме вручил Акселю Шпрингеру новый выпуск журнала Kursbuch. Аугштайн, тем временем, был на фуршете вместе с Францем Йозефом Штраусом и Максом Шмелингом, они шутили и смеялись. Внутриполитическая дискуссия пока что сдерживалась.

Но три недели спустя черно-желтая коалиция распалась, и Людвиг Эрхард подал в отставку с поста федерального канцлера. Костюм отца «немецкого экономического чуда» оказался ему мал.

Штази в редколлегии

Хорошим настроением на вечеринке Springer Аугштайн хотел скрыть поражение, которое только что пережил на берлинском газетном рынке. С начала года команда известнейших журналистов и левых идеалистов Западного Берлина готовила к запуску новую ежедневную газету. Редакторы пилотных номеров этого проекта получили солидные авансы. Деньги дали Рудольф Аугштайн и Герд Буцериус. По планам Аугштайна, бюджет издания должен был составить 1 млн марок. Новая газета получила название Heute и задумывалась как противовес влиянию издательства Axel Springer. Авторами были Ганс Магнус Энценсбергер, Петер Рюмкорф, Себастьян Хаффнер и Александр Митчерлих.

Редакцию Heute с самого начала вели четыре агента Штази, причем двое из них были двойными агентами — работали одновременно на Службу государственной безопасности ГДР и Федеральную службу защиты конституции Германии (ФРГ).

17 января 1966 года агент Штази, который носил псевдоним Адриан Пепперкорн, доложил своему старшему офицеру в Восточном Берлине о предварительных переговорах с Рудольфом Аугштайном.

Под этим псевдонимом скрывался член СДПГ Питер Хейльманн. Аугштайн дал ему ответственное задание. Сын депутата социал-демократического рейхстага Эрнста Хейльманна, казненного нацистами в Бухенвальде, Питер Хейльманн должен был использовать свои отношения с Брандтом, чтобы выяснить, сможет ли Heute поглотить умирающее издание социал-демократов Telegraf. Брандт не хотел полностью отказываться от Telegraf, при этом за СДПГ оставалось право блокирующего меньшинства. Этого Аугштайн принять никак не мог.

Lex Springer

Пока в Западном Берлине создавался «Анти-Шпрингер», Аугштайн вместе со своим Spiegel сражался с издательским концерном в суде. В статье под заголовком «Lex Springer», датированной 1 августа 1966 года, он потребовал законодательно ограничить долю рынка Axel Springer Publishing.

Рудольф Аугштайн

Его язвительная статья содержала обвинение против Шпрингера, далеко превосходившее все прежние. «Ни у кого в Германии не было столько власти до Гитлера и после Гитлера, кроме Бисмарка и двух императоров», — писал Аугштайн. Подобный тон не мог не создать прецедент для суда.

Но когда 3 мая 1967 года агент Штази Вальтер Бартель поместил лозунг «Раскулачивай Шпрингера!» на специальном вкладыше в Heute, глава Spiegel (который стал также отцом-основателем Heute) вдруг дистанцировался: «Ни в одном плюралистическом обществе корпорацию нельзя отнять у ее владельца», — заявил Аугштайн. Ведь вполне вероятно, что тот, кто однажды призывал «раскулачить» Шпрингера, со временем задумается о раскулачивании Аугштайна.

Источник: FAZ

 

 

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!