Роскошные автомобили из Европы продолжают попадать в Россию, несмотря на санкции, введенные после начала войны в Украине. Согласно данным агрегатора таможенных деклараций Import Genius, с ноября 2022 года по апрель 2024 года через Эстонию в страну ввезли как минимум 142 автомобиля и шесть мотоциклов общей стоимостью более 18 миллионов евро. Источник: Агентство
Первые поставки были зафиксированы в конце 2022 года: тогда в Россию ввезли шесть мотоциклов Ducati и кабриолет Mercedes-Benz SL 63 AMG 4matic+. Основной объем машин поступил позже, с конца 2023 года по апрель 2024-го. Машины отправляли две компании — эстонская Dzallair и гонконгская Ningbo Industries Company Limited (NICL). В документах пунктами назначения значились Москва, Минск и Баку, однако фактически транспортные средства оказались в России. Это подтверждают данные о грузополучателях: значительная часть машин предназначалась для структур российской группы компаний «Автодом».
На площадках «Автодома» уже были выставлены на продажу некоторые из этих автомобилей. Среди них 16 машин, включая три Lamborghini Urus, 19 Porsche (Taycan, Macan, Cayman, Carrera, Cayenne, 911), 40 Audi (A6, A7, A8, Q5, Q7, RSQ8 и RS7) и один кабриолет Mercedes-Benz. Все мотоциклы Ducati получили сотрудник слесарного цеха дилерского центра «Ducati Алтуфьево» компании «Автодом» Прохор Петунов и его жена Ника Петунова.
Компания «МБ Рус» (до апреля 2023 года официальный дистрибьютор Mercedes-Benz, позже приобретенная «Автодомом») получила 42 Mercedes-Benz на сумму более 6,4 миллиона евро. Среди них — Mercedes-Benz S 63 E AMG (245 тысяч евро), семь внедорожников Mercedes-Benz AMG G63 (от 217 тысяч евро) и шесть седанов Mercedes-Benz Maybach S 580 (от 195 тысяч евро).
Кроме того, еще 37 автомобилей — четыре Lamborghini Urus и 33 Mercedes-Benz — также были ввезены в Россию, но их получатели остаются неизвестными. По объявлениям о продаже установлено, что шесть из них были реализованы через салоны «МБ Рус».
Некоторые из этих машин уже нашли владельцев. Lamborghini Urus стоимостью 315 тысяч евро приобрела компания «Купромет ОЦМ», занимающаяся поставками металлопроката, в том числе для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Внедорожники Mercedes-Benz AMG G63 и Mercedes-Benz GLS 450 D 4matic оказались в лизинге у тюменской компании «Стэк», сотрудничающей с «Роснефтью», «Газпромом» и «Сибуром». Кабриолет Mercedes-Benz SL 63 AMG 4matic+ в феврале 2023 года приобрела строительная компания «Ремэнергострой», принадлежащая петербургскому актеру театра Тарону Алексаняну. В мае 2023 года эта машина попала в ДТП в Москве.
Эстонская компания Dzallair, организовавшая большую часть поставок, занимается перевозкой люксовых автомобилей и мотоциклов с 1993 года. С началом войны ее бизнес значительно вырос: в 2022 году выручка компании увеличилась в 38 раз — с 114 тысяч евро до 4,3 миллиона евро, а прибыль составила 410 тысяч евро против убытка в тысячу евро в 2021 году. Dzallair основал выходец из Казахстана Султан Серикбаев, но сейчас компанию контролирует его родственница Диана Серикбаева, живущая в Таллине. В разговоре с журналистами она отрицала поставки автомобилей в Россию. Спустя несколько часов после звонка журналисту позвонил неизвестный мужчина, представившийся ее мужем, и пытался выяснить, откуда у СМИ появились данные о бизнесе Серикбаевой.
Группа компаний «Автодом» работает с 1992 года и специализируется на продаже люксовых автомобилей. По итогам 2023 года она заняла четвертое место по выручке среди российских дилерских холдингов. В апреле 2023 года «Автодом» приобрел российские активы Mercedes-Benz, включая «Мерседес-Бенц Рус» и автозавод в Подмосковье. Основной владелец и генеральный директор компании — Андрей Ольховский. Директор по коммуникациям «Автодома» Анна Уткина отказалась комментировать тему параллельного импорта.
Компания Ningbo Industries Company Limited была зарегистрирована в Гонконге в августе 2022 года. Ее владелец — китаец Ма Тяньшу. Согласно информации на сайте компании, она занимается торговлей нефтепродуктами, металлами, логистикой и дистрибуцией, а также помогает клиентам с финансовыми операциями.
В марте 2023 года Евросоюз запретил экспорт в Россию автомобилей стоимостью выше 50 тысяч евро. Однако в страну они продолжают поступать через параллельный импорт, а часть — контрабандой. В декабре 2023 года журналисты совместно с хакерами из группы «КиберПартизаны» раскрыли схему поставок элитных машин через Польшу и Беларусь. В ней участвовало более 30 белорусских компаний, а в Россию было ввезено автомобилей на сумму 100 миллионов долларов. Среди получателей был и «Автодом».
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet