Земио, Мбоки, Обо, Бамбути… В течение мая город за городом Вооруженные силы Центральноафриканской Республики восстанавливали свои позиции в населенных пунктах, расположенных вдоль полосы дороги, ведущей из Демократической Республики Конго к границам Южного Судана на крайнем юго-востоке ЦАР. В течение нескольких лет этот регион Верхнее Мбому находился в руках «Союза за мир в ЦАР», одного из многочисленных вооруженных формирований. Источник: Le Monde
Читайте также: В ЦАР вагнеровцы проводят задержания лидеров сил самообороны
22 мая в 1300 километрах от него солдаты армии ЦАР прошли маршем по улицам города Сидо на севере страны — ворот в Чад, которые были закрыты в течение десяти лет и которые также покинула армия. В Банги приветствуют передислокацию национальных сил безопасности, но министр связи Максим Балалу отмечает, что «без вмешательства российских союзников все это было бы невозможно».
Европейский дипломат неохотно признает: «На окраинах страны все еще сохраняются очаги небезопасности, но в целом жесткий и жестокий подход российских наемников из группы «Вагнер» принес плоды и позволил нам восстановить контроль над городами».
«Центральноафриканские вооруженные группировки покинули префектуры и рассеялись по сельским районам», — отмечает представитель Рабочей группы гражданского общества Центральной Африки Пол Кресент Бенинга.
Но цена, заплаченная за этот Pax Russica [Русский мир], кажется большой.
В меморандуме Госдепартамента США под названием «Зверства группы «Вагнер» в Африке», опубликованном 8 февраля, говорится, что «силы группы «Вагнер» уничтожали целые деревни и убивали мирных жителей в Центральноафриканской Республике для продвижения своих экономических интересов в горнодобывающем секторе… Везде, где действуют силы группы «Вагнер», наблюдается резкое увеличение числа жертв среди гражданского населения. (…) Насилие, совершаемое группой «Вагнер» в отношении мирных жителей, не только частое, но и гораздо более смертоносное для некомбатантов, чем нападения, совершаемые государственными или повстанческими силами».
Первые вооруженные российские военные прибыли в ЦАР в 2018 году в качестве «инструкторов», в то время как Франция вывела своих последних солдат. Постепенно, в период с 2018 по 2021 год, «Центральноафриканская Республика стала зоной, где российская активность в Африке была наиболее заметна, несмотря на низкое региональное значение страны», говорится в исследовании Польского института международных отношений (PISM), опубликованном в начале мая.
Гибель Евгения Пригожина, похоже, не изменила ситуацию коренным образом. В целом количество приписываемых группировке злоупотреблений сократилось, за исключением недавнего исчезновения пяти членов мусульманской общины Банги, которые были похищены ночью из своих домов. Они так и не объявились.
В столице люди Вагнера менее заметны. «Менее жестоки, менее демонстративны», — заметил французский бизнесмен, живущий в Банги уже много лет. Этих людей в камуфляже песочного цвета, с накачанными татуированными мышцами и лицами, скрытыми за масками и солнцезащитными очками, не так часто можно увидеть. Их общая численность не сильно изменилась: от 1 500 до 2 000 человек.
Хронологически это изменение произошло после смерти основателя «ЧВК». По всей видимости, оно совпало с поглощением группы официальными российскими структурами, связанными с Министерством обороны и спецслужбами, в рамках новой структуры под названием «Африканский корпус».
Тем не менее, по данным исследователей PISM, российское присутствие в Центральноафриканской Республике практически не изменилось: «В отличие от других африканских стран, где дислоцируется «Вагнер», в Центральноафриканской Республике [российским] солдатам не пришлось подписывать новые контракты [с «Африканским корпусом»], чтобы продолжать службу».
«Здесь Вагнеру удалось пустить корни, и у него появились связи на самом верху государства», — говорит хорошо информированный иностранный наблюдатель.
В центре этой сети влияния находится министр животноводства и бывший повстанец Хасан Буба. «Он де-факто является офицером связи между «Вагнером» и повстанческими группировками», — добавил наш источник. Именно он позволил завербовать местных бойцов, которых в Банги прозвали «черными русскими» или «черным Вагнером».
27 августа 2023 года Буба присутствовал на похоронах Пригожина в Санкт-Петербурге. Через несколько дней советник президента Туадера Фидель Гуанджика позировал перед камерами CNN в футболке с надписью «Я — Вагнер». «Присутствие русских не будет вечным, но мы будем нуждаться в них до тех пор, пока наша армия не будет работать на 100 %», — объяснил первый вице-президент Национального собрания Эварист Нгамана.
Однако структура, организующая присутствие России в Центральноафриканской Республике, туманна, и ее непрозрачность тщательно оберегается. Где проходит граница между дипломатическим представительством России в Банги и Русским домом, культурной витриной «Вагнера»? Кому подчиняются солдаты, отвечающие за личную безопасность президента Туадера? Кто пишет и реализует российскую повестку дня в Банги: посол Александр Бикантов или Дмитрий Сытый?
Сытый с самого начала был частью авантюры «Вагнера» в Центральной Африке. Его значение не уменьшилось после смерти Пригожина. Совсем наоборот. Прибыв в качестве простого переводчика с французского на русский, 35-летний парень занимает главное место в военно-гражданской туманности «Вагнера» наряду с Денисом Владимировичем Павловым. Павлов, с сентября 2023 года работающий в российском посольстве в Банги, по некоторым данным, является агентом Службы внешней разведки.
В мае Сытый появился в военной форме на открытии российского военного лагеря в Обо, регион Верхнее Мбому. Некоторое время спустя он позировал вместе с бойцами ополчения Азанде Ани Кпи Гбе. Бойцы этой группировки, сформированной в 2023 году в ответ на нападения боевиков «Союза за мир в ЦАР», в течение двух месяцев проходили подготовку под руководством российских инструкторов, прежде чем присоединиться к правительственной армии в рамках программы разоружения, демобилизации и реинтеграции повстанцев.
«Но кому они верны: русским или центральноафриканцам? Не образуют ли они армию внутри армии?» — спрашивает Даниель Дарлан. Бывший председатель Конституционного суда была уволена со своего поста в 2022 году после того, как выступила против проекта новой Конституции, которая в итоге была принята в июле 2023 года. «Вероятно, подготовлен при участии русских», — считает она. Текст разрешает уходящему президенту баллотироваться на столько сроков, на сколько он пожелает.
В начале июня в сквере в центре Банги группа русскоговорящих людей в военной форме с открытыми лицами установила большой, выкрашенный красной краской киоск с напитками, предлагая пиво Africa Ti l’Or, произведенное в Центральноафриканской Республике пивоваренным заводом, принадлежащим коммерческой сети «Вагнер».
Далее по бульвару, идущему вдоль берега реки Убанги, в двух шагах от французского посольства, центральное место занимает Русский дом. В нем под руководством Сытого проводятся языковые курсы, организуются различные развлекательные мероприятия, а для детей установлена карусель.
«Помимо пивоварения, компании, связанные с «Вагнером», занимаются добычей алмазов и золота… На золотом руднике Ндассима они перешли от кустарной добычи к промышленной», — говорит влиятельный центральноафриканский бизнесмен.
Но для Мартина Зигеле [премьер-министр ЦАР в 2001- 2003 гг.] этого недостаточно, чтобы дестабилизировать «хищническую модель» русских в Центральноафриканской Республике: «Они коррумпировали иерархию национальной безопасности и сделали себя незаменимыми для президента, который позволяет им брать плату натурой. Они не собираются уходить»
Напомним, Фидель Нгуандика, советник президента Центральноафриканской Республики, ранее сообщил, что страна готова разместить у себя российскую базу. При этом он сказал, что правительство уже выделило земельный участок в Беринго, который находится в 80 км от Банги и оборудован международным аэропортом.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet