Foreign Policy: Канада нуждается в профессиональных агентах внешней разведки

Канада сталкивается с вызовами в области тайной человеческой разведки, и некоторые эксперты небезосновательно считают, что подход страны не соответствует поставленным целям и не достаточно развит по сравнению с Соединенными Штатами и европейскими государствами. В правительстве Канады в Оттаве наблюдается немного замедленное осознание угроз, исходящих от враждебных стран.

Источник: Foreign Policy

Читайте также: Отсутствие службы внешней разведки в Канаде создает брешь в системе нацбезопасности

В отличие от своих союзников в разведывательном альянсе «Пять глаз», Канада не обладает специализированной тайной разведывательной службой, которая фокусируется на иностранных целях, подобной Центральному разведывательному управлению США, Секретной разведывательной службе Великобритании (SIS, также известной как МI6) или Австралийской секретной разведывательной службе (ASIS). Безусловно, канадское агентство радиотехнической разведки «Учреждение безопасности связи» играет важную роль в разведывательном альянсе «Пять глаз». Однако это означает, что Канада принимает реактивную позицию и зависит от информации, предоставляемой партнерами во время дипломатических кризисов, например, в случаях с атакой на сикхскую диаспору со стороны Индии.

В 1984 году была создана Канадская служба безопасности и разведки (CSIS) в качестве внутреннего разведывательного агентства. Некоторые читатели могут заметить сходство инициалов CSIS с британской SIS и австралийской SIS. Однако в Великобритании и Австралии SIS означает секретную разведывательную службу, тогда как в Канаде это означает службу безопасности и разведки. CSIS иногда называют «канадским ЦРУ», однако это сравнение неудачно, поскольку CSIS занимается более узкой формой разведки, связанной с безопасностью. И здесь заключается основная проблема. Канада отказывается собирать разведывательные данные за границей, которые не относятся к более узкой концепции угроз нацбезопасности, но являются необходимыми для эффективного управления государством.

Для частичного компенсирования недостатка во внешнем разведывательном сборе Канада создала Программу отчетности по глобальной безопасности (GSRP), эрзац-службу разведки, которая состоит из примерно 30 чиновников, действующих по всему миру. В рамках Министерства иностранных дел Канады GSRP получила задачу собирать «открытую информацию, связанную с безопасностью», в основном через «нетрадиционные контакты», а также «собирать и распространять информацию в поддержку разведывательных приоритетов Канады». Хотя эти цели напоминают миссию разведывательной службы, стоит отметить, что GSRP в основном состоит из дипломатов. Офицеры GSRP, осознавая необходимость защиты контактов и информации, иногда сами инициировали применение практик, направленных на минимизацию рисков. Использование сумки Фарадея для предотвращения передачи информации с их мобильных устройств и назначение места встречи за несколько минут до встречи — это методы, которые могут затруднить наблюдение со стороны.

Однако GSRP в виду своей открытости может ограничить достижение высокого уровня конфиденциальности.

В течение 40 лет правительство Канады не проводило серьезного анализа потребностей и возможностей разведки. Канада не может полагаться только на свою изоляцию, на международную систему после окончания холодной войны или на американского союзника для обеспечения своей безопасности. Что нужно сделать? Оттава должна пересмотреть цели и мандат GSRP. Почти все министерства иностранных дел собирают дипломатическую информацию, включая ее дискретное получение. Однако они обычно не работают в полусекретности. Такая модель не только небезопасна с точки зрения торговли, но и контрпродуктивна, а в некоторых случаях даже опасна для канадских дипломатов. МИД Канады должно прекратить сбор разведывательной информации, а вместо этого Оттава должна создать специализированные секретные разведывательные службы иностранных агентов. Службы должны обладать соответствующей подготовкой, юридическими полномочиями, финансированием и демократическим контролем, сопоставимыми с другими крупными игроками в международной разведке. Наконец, канадские политики и правительственные министры должны публично связать мощь разведки с глобальными стратегическими целями Канады, чтобы продемонстрировать, как более развитые возможности разведки могут принести синергетический эффект для международного участия Канады и достижения благоприятных общественных результатов.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!