FT: Голливудский банкир поддерживает подсанкционный энергетический проект Путина

Пробиваясь сквозь куски арктического льда размером с автомобиль, в условиях водоворотных течений и почти бесконечной темноты, два специализированных тяжелых транспортных судна совершили путешествие, на которое мало кто отважится: прошли по Северному морскому пути глубокой зимой. Источник: FT

Читайте также: Западные компании продолжили строить важный для Путина проект «Арктик СПГ-2»

Бывший голливудский банкир Филипп Адкинс, входивший в состав британского олимпийского штаба, описывает шестинедельное путешествие своих судов Audax и Pugnax вдоль северного побережья России. «Это так близко к выходу в открытый космос, никто из нас никогда не сталкивался с подобным в логистической отрасли», — сообщает Адкинс, исполнительный директор Red Box Energy Services, в интервью Financial Times. «Но если кто-то платит нам за доставку, мы доставим».

Лед, течения и штормовые ветры — не единственные опасности, с которыми сталкивается Адкинс при транспортировке 80-метровых конструкций из Китая. Их назначение — флагманский проект Владимира Путина по производству сжиженного природного газа, российское предприятие настолько значимое, что США ввели против него целую волну санкций, в том числе и в отношении верфи, где на этой неделе разгружался груз.

Для Вашингтона проект «Арктик СПГ 2» представляет собой последнюю попытку России завладеть мировыми энергетическими рынками, поскольку после сокращения поставок газа в Европу она пытается найти новые направления для своего газа.

Арктическое путешествие судов иллюстрирует, как Москва находит бесчисленные способы обойти западные ограничения на ее энергетический сектор — иногда с помощью западных руководителей, от греческих судоходных магнатов, перевозящих российскую нефть, до более мелких операторов, таких как Адкинс.

Продажи от проекта, которые, как ожидается, удовлетворят растущий спрос в Азии, помогут увеличить долю России на мировом рынке СПГ с менее чем 10 процентов до почти пятой части.

Американские чиновники поклялись помешать развитию завода. Так что любой, кто окажет материальную поддержку, подвергнет себя юридической опасности. Великобритания, которая на прошлой неделе наложила собственные ограничения на проект, заявила, что любое «несоблюдение» будет «наказываться крупными финансовыми штрафами или уголовным преследованием».

Но уроженец США Адкинс — высокопоставленный друг королевских особ, чья породистая лошадь обеспечила ему место в составе британской олимпийской делегации, — кажется, совершенно невозмутим. В беседах с FT он настаивает на том, что просто предоставляет «гигантскую услугу такси». Груз, по его словам, состоит из «простых стальных рам», которые не затрагивают санкции США.

В начале января суда Red Box — Audax и Pugnax — загружают свой груз в китайском порту Пенглай. На судах находятся большие конструкции высотой около 80 метров, согласно анализу теней, отбрасываемых на воду на спутниковых снимках от 5 января. Утром 6 января Audax и Pugnax направляются на север через Японское море, согласно данным их автоматических идентификационных систем. Хотя компания Red Box утверждает, что ее суда могут «круглый год без сопровождения ходить за Полярным кругом», два атомных российских ледокола – «Арктика» и «50 лет Победы» — пересекают Северный морской путь, чтобы встретить их.

Критики, в том числе украинские активисты, следящие за энергетическим сектором России, задаются вопросом, как Адкинс и его команда могут оставаться на правильной стороне закона. Они утверждают, что если поставки соответствуют требованиям, то вопиющие санкционные лазейки должны быть закрыты.

Четыре инженера нефтегазовых проектов, которым по отдельности были показаны фотографии перевозимых конструкций, сильно сомневаются в том, что они настолько просты, как предположил Адкинс. Эксперты независимо друг от друга описывают эти конструкции как основную часть «технологического завода СПГ». По словам одного из них, блоки выглядят «сложнее, чем нефтеперерабатывающий завод».

Но, выступая всего через несколько часов после сообщений о неожиданной смерти российского оппозиционера Алексея Навального в арктической колонии, Адкинс вел себя вызывающе. «Политикам, управляющим миром, нет никакого дела до меня и моих сотрудников», — заявил он. «Мы не в том положении, чтобы просто выключить свет и ждать наступления мира во всем мире».

Москва, тем временем, сделала все возможное, чтобы Red Box завершил путешествие. Открытие Северного морского пути стало для Путина стратегической целью, а атомные ледоколы, которые расчищают ему путь, рассматриваются как доказательство того, что Россия владеет Крайним Севером. Это подчеркивает стремление Москвы переориентироваться с запада на Азию, открыв более короткие торговые маршруты через Арктику. Но очень немногие путешествия совершаются в зимние месяцы, когда море покрыто толстым слоем льда.

Конвой направляется на запад через Арктику — путешествие, которое редко совершают коммерческие мореплаватели в зимнее время. Адкинс рассказывает, что течения и ветры, бушующие на судах, порой «напоминают водоворот». Ледоколы прорубают узкие каналы во льду толщиной до 1,5 метров, а коммерческие суда следуют за ними.

По словам Адкинса, хотя Red Box приветствовал помощь государственных ледоколов, которыми управляет чемпион России по атомной энергии «Росатом», это была всего лишь услуга, которую Москва предоставляет любому коммерческому оператору. «Мы очень рады, что эти ребята там бороздят просторы — они действительно короли северных морей», — говорит Адкинс. «Но у нас нет никаких контрактных соглашений с Росатомом, поскольку это было бы нарушением санкций».

В начале этого десятилетия Москва спустила на воду крупнейший в мире и первый постсоветский атомный ледокол «Арктика», назвав его важнейшей частью плана Москвы по открытию Северного морского пути для круглогодичной торговли. Путин лично проконтролировал спуск на воду еще двух атомных ледоколов того же класса в 2022 году.

Ледокол советских времен «50 лет Победы», который также помогал Red Box, доставил олимпийский огонь на Северный полюс в 2014 году перед зимними Играми в Сочи и был изображен на памятных марках. В отличие от своих характерных оранжево-черных предшественников, «Арктика» и другие новые ледоколы одеты в цвета российского флага. Они появились на рекламных щитах, а «Звезда», российская версия Airfix, продает масштабную модель «Арктики» вместе с фигурками, посвященными оккупации Крыма.

Вопрос о том, что именно компания Red Box перевезла из Китая в Россию, остается самым острым. Проект «Арктик СПГ 2» представляет собой модульную конструкцию, оборудование которой изготовлено в Китае и собрано на российской верфи, а затем отбуксировано к месту назначения на полуострове Гыда на крайнем севере страны.

Гыда находится напротив полуострова Ямал, где в 2017 году Путин дал старт первому крупномасштабному СПГ-проекту «Новатэка» — «Ямал СПГ». Французская компания Total Energies, работавшая над обоими проектами, окрестила Ямал «газом, пришедшим из холода», что является намеком на шпионский роман времен Холодной войны Джона Ле Карре об обмане и аморальности.

Компания Адкинса предоставляла услуги по доставке грузов на Ямал и во время его строительства. Однако партнеры по «Арктик СПГ 2», такие как Total Energies и японская Mitsui and Co, отказались от участия в проекте после того, как Вашингтон ужесточил санкции в конце прошлого года. Первая линия СПГ на проекте была запущена в декабре, но первый груз еще не отгружен.

По словам Адкинса, компания Red Box Energy, зарегистрированная в Сингапуре, но имеющая офис в Роттердаме, никогда не имела прямого контракта с «Новатэком» и прекратила отношения со своими поставщиками после введения ограничений со стороны США. «Мы отправили уведомление о расторжении контракта. Бах, и мы ушли», — говорит Адкинс. По его словам, теперь контракты заключаются с «международным контрагентом, не находящимся под санкциями» и «не являющимся российским».

Напомним, что Японская компания отозвала своих сотрудников с проекта Кремля «Арктик СПГ-2».

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!