FP: Как власть Китая контролирует интернет

Когда Интернет впервые стал доступен во всем мире, оптимисты надеялись, что он сможет лишить авторитарные режимы контроля над информацией. Считалось, что диктатуры будут бессильны в борьбе с информационной революцией, вызванной децентрализованной природой Интернета. В 2000 году президент США Билл Клинтон сравнил попытки Китая контролировать киберпространство с «попыткой прибить желе к стене». Источник: Foreign Policy

Читайте также: Власти Китая использовали камеры Hikvision для шпионажа за уйгурами

Однако китайские лидеры так не считали. Хотя поначалу у них не было всеобъемлющего плана, за десятилетия они разработали тактику, которая пригвоздила пресловутое желе к Великому китайскому файрволу. Подход Пекина к сдерживанию информационной революции уникален: он сосредоточился на контроле доступа к Интернету, а не только на цензуре его контента. Китайские власти отдают приоритет знанию того, кто находится в сети, и это позволяет им выявлять, отслеживать, запугивать и наказывать тех, кто представляет потенциальную угрозу.

Эта концепция, которую китайское государство называет «контролем на поле боя», лежит в основе одной из наиболее широко используемых в Пекине тактик наблюдения как онлайн, так и оффлайн. Для Коммунистической партии Китая (КПК), которая рассматривает подавление любых угроз своей власти как борьбу не на жизнь, а на смерть, киберпространство является новым полем битвы. И КПК не просто полагается на технологии, чтобы контролировать ее. Он также использует технологии, чтобы знать, где и когда направить дополнительные силы полиции на передовую линию своей войны для общественного контроля, будь то вокзалы, торговые центры, гостиницы или университеты.

Чтобы доминировать на поле боя в киберпространстве, правительство полагается на два органа наблюдения: Центральную комиссию по делам киберпространства, которая является частью КПК, и полицейские подразделения. Партийные цензоры определяют, какой контент блокировать или фильтровать, в то время как полиция обеспечивает соблюдение цензуры с помощью таких методов, как установка оборудования для наблюдения, блокирование и фильтрация сообщений подозреваемых, а также проведение расследований и арестов.

КПК начала устанавливать контроль над Интернетом в середине 1990-х годов, но только в 2014 году она учредила Центральную ведущую группу по кибербезопасности и информатизации, национально интегрированное агентство, отвечающее как за регулирование, так и за цензуру. (В 2018 году президент Си Цзиньпин повысил статус этой группы до центральной комиссии.) Тем временем местные юрисдикции создали аналогичные офисы при своих комитетах КПК.

Местным подразделениям Комиссии по делам киберпространства, которые я буду называть «киберагентствами», не хватает рабочей силы и технологических возможностей для проведения сложного наблюдения. Вместо этого их основными задачами являются рутинная цензура и распространение дезинформации. Например, муниципальное киберагентство города Луннань, в котором работает чуть менее 3 миллионов человек, сообщило, что к концу 2010-х годов оно использовало большие данные и облачные вычисления для мониторинга общественного мнения в Интернете; В 2019 году агентство проанализировало 515 000 онлайн-информаций о Луннане, 8 000 из которых были признаны негативными. Местные киберагентства также нанимают интернет-комментаторов для проведения онлайн-кампаний по манипулированию общественным мнением и распространению дезинформации.

Подразделения киберполиции, с другой стороны, берут на себя обеспечение правопорядка и наблюдение. Киберполиция впервые была организована в бюро общественной безопасности (ОБС) по всему Китаю в начале 2000-х годов. Подразделение киберполиции города Яньань сообщило, что его основные задачи включают «мониторинг и контроль вредоносной информации; сбор, анализ и отчетность о событиях в Интернете; обеспечение соблюдения правил в отношении интернет-кафе; а также расследование и борьбу с киберпреступлениями». Подразделения киберполиции в местных ОВО относительно невелики, хотя они и выполняют такие обязанности. Типичное окружное подразделение киберполиции состоит из пяти-шести офицеров.

Как местные киберагентства, так и подразделения киберполиции используют высокотехнологичные решения для круглосуточного патрулирования Интернета. Например, киберагентство округа Сантаи использовало технологию веб-мониторинга под названием Real Time eXchange. Офицеры киберполиции обязаны сообщать о важных событиях руководству ОВО, а также окружному партийному комитету и правительству.

Хотя в местных записях это не указано, похоже, что киберагентства определяют, какой контент следует удалить и заблокировать, а затем поручают полиции выполнить это. Подразделение киберполиции муниципального ОПС города Эргун, например, заявило, что оно отвечает за «организацию и реализацию «рутинной работы» киберагентства Эргуна». («Рутинная работа» почти наверняка относится к цензуре онлайн-контента.) Сообщения о том, что киберполиция берет взятки от бизнесменов за удаление критических постов, также указывают на то, что киберполиции поручено следить за соблюдением законов. А когда киберагентства обнаруживают в Интернете материалы, требующие расследования, они предупреждают киберполицию. Например, как только в 2017 году киберагентству округа Юньлянь стало известно о том, что оно назвало серьезным «интернет-слухом», оно связалось с киберподразделением окружного общественного телевидения для расследования.

Такое разделение труда имеет административный смысл. Нет необходимости дублировать технологические возможности разных ведомств, а возможности наблюдения за жильем в полицейских зданиях представляют меньший риск для безопасности, поскольку они охраняются лучше, чем правительственные здания. Полиция также управляет китайской системой наблюдения и контроля безопасности сети общественной информации — так называемым «Великим файрволом».

Работа по наблюдению и контролю трудоемка: киберполиция должна проводить личные расследования и посещать лиц, подозреваемых в таких нарушениях, как размещение подвергнутых цензуре материалов. В 2016 году киберполиция района Байюнь города Гуйян лично расследовала 85 человек. Киберполиция соседнего района Юньян действовала еще более агрессивно, сообщив в том году о 200 таких расследованиях. Наказания за вредную онлайн-деятельность включают задержание, штрафы, а также «критику и образование».

Киберполиция использует несколько тактик для выявления личностей нарушителей и потенциальных нарушителей. Один из подходов заключается в отслеживании IP-адресов — уникального идентификатора, связанного с локальной сетью, которая подключается к более широкому Интернету. Это легко сделать, поскольку онлайн-доступ предоставляют государственные телекоммуникационные компании. Но более опытные пользователи могут избежать такого рода идентификации, направив свой онлайн-трафик в виртуальную частную сеть. И нужны дополнительные меры для выявления владельцев аккаунтов в социальных сетях, которые допускают анонимные публикации. В феврале 2015 года новые правила требовали, чтобы все интернет-пользователи указывали свои настоящие имена при регистрации учетных записей в чатах, популярном приложении для обмена сообщениями WeChat, чрезвычайно активном сервисе микроблогов Weibo и во всех других социальных сетях.

Киберполиция также контролирует точки доступа, такие как интернет-кафе и общественные сети Wi-Fi в отелях, торговых центрах, аэропортах и ​​других местах, чтобы идентифицировать пользователей за пределами их домашних сетей. (Интернет-кафе сегодня не так распространены, как в начале 2000-х, но они по-прежнему широко используются, особенно геймерами.) В этом им помогают правила. В 2001 году правительство потребовало, чтобы частные интернет-кафе, которые должны были требовать удостоверение личности от каждого пользователя, сохраняли информацию о клиентах, включая личность и действия в Интернете, в течение 60 дней. Операторы интернет-кафе также должны получить лицензию от местного Промсвязьбанка и Бюро культуры, государственного агентства, которое регулирует сектор развлечений. Более поздние правила требуют, чтобы интернет-кафе устанавливали считыватели удостоверений личности, чтобы клиенты получали доступ в Интернет только после сканирования удостоверений личности, в которых хранится идентификационная информация, включая цветную фотографию.

Подобные правила действовали еще до появления киберполиции, но соблюдались слабо. Сегодня киберполиция строго соблюдает эти правила, а также обучает «охранников» в интернет-кафе, которые, предположительно, следят за соблюдением правил, а также, возможно, шпионят за клиентами. В некоторых юрисдикциях даже требуется, чтобы интернет-кафе устанавливали камеры для наблюдения за клиентами.

Что касается мониторинга общедоступных сетей Wi-Fi, то в конце 2000-х годов местная киберполиция начала требовать от операторов установки неуказанных «технических мер безопасности». Согласованные национальные усилия на этом фронте, вероятно, начались в 2014 году. В том же году полиция Ухани, например, инициировала трехлетнюю программу по установке «систем управления безопасностью» во всех общедоступных сетях Wi-Fi. В 2016 году Юньянское ПСБ установило 560 систем общественного Wi-Fi-мониторинга. Тысячи подобных систем были установлены в двух уездах провинции Сычуань в 2017–2018 годах. В среднем устройство наблюдения Wi-Fi стоит около 306 долларов США, что указывает на то, что эта программа наблюдения, включая затраты на обслуживание и эксплуатацию после установки, требует значительных ресурсов.

Читайте также: Foreign Affairs: Китай развил сеть почти из 15 миллионов информаторов

# #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!