Atlantic Council: Спрос на полезные ископаемые ставит Африку перед выбором

Редко бывает, чтобы президент США Джо Байден и президент России Владимир Путин высказывали похожие видения внешней политики. Однако на их собственных саммитах с африканскими лидерами они оба сосредоточились на поддержке растущего геополитического влияния континента на мировой арене и делали все возможное, чтобы подчеркнуть свое стремление к перспективному партнерству с африканскими странами, основанному на сотрудничестве. Источник: Atlantic Council

Читайте также: The Hill: США уступают позиции России в геополитической битве за Африку

Часто именно ресурсы лежат в основе этого сотрудничества, и хотя слова президентов могли звучать похоже, смысл и контекст за ними могут отличаться.

Россия предлагает партнерство на условиях «квид про кво», обещая кинетическую военную, безопасностную и политическую поддержку и при этом оперируя фальшивым антиимпериалистическим сообщением. С другой стороны, Соединенные Штаты выдвигают подход, в котором акцент делается на экономических и общественных инвестициях. Между этими моделями существует растущий разрыв, и каждая из них предлагает то, чего не может предложить другая.

Партнерство России имеет свойства «пакета для выживания режима», в котором российское правительство предлагает военную и безопасностную помощь борющимся африканским правительствам; вскоре за этим следуют концессии в области ресурсов для российских компаний. Этот обмен в значительной мере зависел от группировки Вагнера, и после ее консолидации и переименования в Африканский корпус (после смерти лидера группировки Евгения Пригожина) он, вероятно, стал более прямым и государственным, поскольку деятельность Африканского корпуса теперь, по сообщениям, контролируется российским государством и управляется разведывательным управлением российских вооруженных сил (ГРУ) и Кремлем. Министерство обороны России, сейчас, по сообщениям, ведет расширение своих операций.

Предложение России о партнерстве особенно привлекает правительства в Сахеле. Центральноафриканская Республика часто рассматривается как типичный пример, где Вагнер прибыл в 2018 году, чтобы отбить повстанцев от столицы. Вскоре после этого лицензии на добычу золота и алмазов были предоставлены российской компании, о которой даже Организация Объединенных Наций предупреждает, что она «взаимосвязана» с Вагнером. И в прошлом году Вагнер помог Мали вернуть контроль над зонами, контролируемыми повстанцами на севере; в месяцах, которые последовали, Россия и Мали подписали соглашения о переработке золота и о нефти, газе, уране и литии.

Недавно контингент персонала Африканского корпуса прибыл в Буркина-Фасо в январе с целью, по словам канала Telegram группы, «обеспечить безопасность лидера страны Ибрахима Траоре и буркинийского народа». Через два месяца министр энергетики, горнодобывающей и карьерной промышленности Буркина-Фасо заявил Sputnik Africa, что российские компании могут стать «стратегическими партнерами» в добыче минералов — таких как золото, цинк, марганец, медь, графит и литий — из шахт и карьеров.

Предложение России в настоящее время заменяет другие формы партнерства в Нигере. Хунта прекратила военное сотрудничество как с Францией, так и с Соединенными Штатами — чьи военные были там, чтобы помочь улучшить обстановку с безопасностью для предыдущего демократического руководства Нигера — заставив французские войска покинуть страну в конце прошлого года и заставив США согласиться на вывод своих сил. В начале этого месяца в Нигер прибыли российские войска и военные советники, снабженные системой ПВО и другим вооружением безопасности — выбор, отражающий тот факт, что силы США были распределены между двумя авиабазами, с которых они использовали беспилотники для уничтожения боевиков. Еще раз ресурсы, кажется, находятся на столе в обмен на партнерство с Россией.

Хотя есть некоторые фактически эффективные проекты, разрабатываемые на основе сделок с Россией, такие как соглашение с Мали о строительстве перерабатывающего завода золота, такие сделки являются исключениями из правила. Ряд грандиозных экономических обещаний России Африке не смогли полностью материализоваться. Факт в том, что экономический потенциал России для Африки не может конкурировать с потенциалом Запада. Россия вносит менее 1 процента мировых прямых иностранных инвестиций в континент, и когда речь идет о доходах от торговли, ее 17,7 миллиарда долларов (на 2021 год) карикатурно мало по сравнению с 65 миллиардами долларов США и 295 миллиардами долларов Европейского союза (ЕС). Если бы экономические показатели были единственным критерием выбора партнерства, то Россия, вероятно, не попала бы ни в один список.

Единственный рынок, где Россия лидирует в Африке, — это рынок вооружений. В прошлом году Россия обошла Китай как крупнейший поставщик вооружений в страны Южного Сахары.

Часть того, что делает Россию такой привлекательной партнером, кроме ее предложений о военной помощи, — это способность России маркетинговать себя как антиимпериалистическую на основе поддержки Советского Союза африканским странам, когда они боролись за независимость. Например, когда хунта захватила власть у президента, поддержанного Францией, Прягожин из России описал переворот как освобождение от западных держав. Африканские страны до сих пор обеспокоены оставшимся влиянием бывших колониальных держав.

США, с другой стороны, привлекают африканские страны, обещая партнерство в локальном экономическом развитии — обсуждение критических минералов — лишь часть этого партнерства. Подход США отражается в проектах, таких как Коридор Лобито, который предназначен для облегчения транспортировки, включая критические минералы, из Демократической Республики Конго и Замбии в Анголу. Помимо своих инициатив по добыче минералов, Соединенные Штаты стремятся продемонстрировать региональные и общественные преимущества своих проектов.

Кроме того, Соединенные Штаты часто сотрудничают и координируют свои действия с европейскими партнерами при подходе к инвестициям и деятельности в Африке. Например, Замбия и Демократическая Республика Конго подписали схожие соглашения как с Соединенными Штатами, так и с ЕС, в которых страны соглашаются способствовать ответственной деятельности по добыче минералов, которая укрепляет местные возможности, и переводить больше звеньев цепи создания добавленной стоимости минералов (включая обработку, производство и сборку) в регион.

Партнерство с Европой может быть эффективной стратегией для Соединенных Штатов, поскольку такой подход привлекает больше средств, возможностей и рынков. Тем не менее, есть и минусы. Привязывая себя к Европе, Соединенные Штаты привязывают себя к колониальному наследию. В Нигере хунта пришла к власти и быстро стремилась изгнать французские войска и партнеров из ЕС, но не силы США (по крайней мере, изначально). Это вызвало напряженность в отношениях между США и Францией и показало, насколько Соединенные Штаты готовы отступить от сотрудничества со своими партнерами, чтобы поддержать взаимодействие в Африке. Такой подход соответствует пересмотренной стратегии США в отношении подсахарной Африки, по которой администрация Байдена настаивает на том, что стремится партнерствовать с африканскими странами на равных условиях и не будет рассматривать Африку как поле борьбы между великими державами. Сама Европа также осознает свою историю. Бывший премьер-министр Латвии, например, призывал страны ЕС без колониального прошлого возглавлять взаимодействие блока с странами по всей Африке.

США, в большей степени, делают свои усилия зависимыми от здоровья демократии в каждой стране. В случае с Нигером Соединенные Штаты приостановили финансовую помощь, сказав, что «любое возобновление помощи США потребует действий… для установления демократического управления в быстрые и достоверные сроки». США также не стеснялись прекращать партнерство в программе Африканский Закон о Росте и Возможностях (которая обеспечивает беспошлинный ввоз определенных товаров), когда страна в этом партнерстве столкнулась с разрушением демократического управления, прав человека и свобод. Соединенные Штаты не должны стесняться этого; но это не является приоритетом для России.

Чтобы быть справедливыми, Соединенные Штаты, часто вместе со своими европейскими партнерами, сотрудничают в военных вопросах с африканскими странами. Например, Соединенные Штаты и Великобритания присоединились к демократическим партнерам из Африки в проведении крупных военных учений в Кении. Многие африканские страны, особенно те, которые являются партнерами Соединенных Штатов, осознают риск, который представляет поддержка России. Некоторые из них были открыты в выражении своего противодействия геополитическим действиям России.

Однако смертельные инциденты (и политические последствия), такие как нападение в Тонго Тонго в 2017 году или Битва за Могадишо в 1993 году, сильно охладили энтузиазм США по оказанию помощи в прямых боевых действиях. Соединенные Штаты сосредотачиваются на поддержке с воздуха, обмене разведданными и обучении. Даже Франция, после деплоймента войск в регион Сахеля на протяжении многих лет в рамках операции Баркан, не была готова разместить свои силы в Нигере во время переворота, чтобы поддержать президента, которого она поддерживала. В отличие от России, которая кажется готовой поддерживать партнерство кровью. Когда президент Центральноафриканской Республики изменил конституцию в прошлом году, чтобы упразднить ограничение срока, российские войска в стране усилили свое присутствие и оказали поддержку и службы безопасности президенту.

Соединенные Штаты (особенно в сочетании с союзниками) — экономическая держава, и это привлекательно для африканских стран, которые ищут необходимое для своего развития и добавления стоимости внутри страны. Тем не менее, партнерство с США имеет свои ограничения. Если внутренняя политика страны нарушает американские принципы, партнерство становится почти невозможным. В отличие от ограничений России, ограничения США в основном налагаются самими на себя.

Впредь африканским странам следует мудро выбирать между Соединенными Штатами (и их предложением экономической и развивающей поддержки) и Россией (и их предложением прямой военной поддержки) в поиске партнера по критическим минералам.

Хунта и диктаторские режимы, вероятно, выберут Россию, даже если будет предложен другой вариант (что кажется маловероятным). Россия предлагает им оборудование и военную поддержку, которые им нужны для борьбы с повстанческими и террористическими группами.

Западу придется тщательно следить за демократическими странами Африки. Россия стремится упростить выбор, развертывая дезинформацию. Франция обвинила Россию даже в постановке атрокционов и обвинении Запада для продвижения своего сценария.

Что касается того, что могли бы сделать Соединенные Штаты: теоретически они могли бы начать добавлять прямую кинетическую военную поддержку к своему предложению. Тем не менее, Соединенные Штаты вряд ли будут выстраивать стратегический союз с военными лидерами, которые топтали демократию на своем пути к власти, и вряд ли они будут готовы разместить силы для их защиты. США также могли бы, теоретически, обратиться к частному сектору — поддерживая усилия частных военных компаний, которые уже действуют на континенте. Но правительство все равно ограничит себя, что справедливо, законами, ограничивающими его поддержку недемократических режимов.

С африканскими минералами, востребованными на рынке, Россия и Соединенные Штаты продолжат предлагать то, чего не может предложить друг друг.

Читайте также: Россия нацелилась на контроль режима Чада — RLI

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!