The Economist: Паранойя Си Цзиньпина делает Китай изолированным

Последняя инициатива Китая для привлечения иностранных гостей получила название «Нихао, Китай», где на логотипе, сопровождающем эту фразу, изображена панда — символ, который часто ассоциируется с милым образом страны. Китайские официальные лица совершают поездку по Западу, чтобы продвигать эту кампанию, в том числе с помощью видеороликов, где иностранцы счастливо произносят китайское приветствие. Однако предупреждения на рекламных щитах о возможных иностранных шпионах и правительственная пропаганда в социальных сетях, призывающая к бдительности в отношении угроз национальной безопасности, показывает образ другого Китая.. Коммунистическая партия регулярно напоминает китайцам, что иностранные туристы, журналисты и бизнесмены могут преследовать цели получения секретной информации о стране, стараясь привлечь народ к массовой контрразведочной деятельности.

Источник: The Economist

После того, как Китай отказался от политики сдерживания коронавируса, которая изолировала его от большинства иностранных гостей с начала 2020 года до конца 2022 года, страна движется в двух направлениях. Одна часть правительства, очевидно, стремится привлечь иностранных гостей. Например, в прошлом месяце большая делегация Китая посетила Всемирный экономический форум в Давосе, Швейцария. Премьер-министр Ли Цян заявил, что «независимо от изменений в мире, Китай… еще шире откроет свои двери для мира».

По крайней мере, в одном важном аспекте это действительно так: объем торговли Китая в долларовом выражении вырос на 31% по сравнению с 2019 годом. Однако ряд других показателей имеют обратную тенденцию: от посещений иностранных туристов и количества авиарейсов до уровня академического обмена, инвестиционных потоков и даже личного графика поездок китайского лидера Си Цзиньпина. Страна находится в тени глубоких изменений в отношениях с Западом, характеризуемых более осторожным подходом к вопросам безопасности внутри страны и сложными экономическими условиями. Китай стал более замкнутым, а Запад — более осторожным.

На самом простом уровне значительно меньше людей пересекают границы с Китаем. В прошлом году число въездов и выездов иностранцев в страну сократилось на 62 миллиона по сравнению с 2019 годом, до начала пандемии — это снижение составило более 63%. В течение трех лет, когда Китай закрывал границы из-за пандемии, а его лидеры оставались дома, Запад, включая США, активно переосмысливал свою стратегию по отношению к восходящей Китайской империи. Президент Дональд Трамп фокусировался на снижении торгового дефицита Америки с Китаем, но его администрация также вела борьбу на других фронтах, включая укрепление давления на Китай. С приходом Джо Байдена к власти в 2021 году напряженность не исчезла. Затем российское вторжение в Украину усугубило отношения между Западом и Китаем. Китай объявил себя «неограниченным» партнером России, а США ужесточили контроль над экспортом полупроводников в Китай.

В связи с обвинениями в предоставлении Китаю передовых технологий американские исследователи стали осторожнее в сотрудничестве со своими китайскими коллегами. С 2020 года количество совместных научных работ между китайскими и американскими учеными начало снижаться. На американских границах заметно увеличилось напряжение в связи с приездом студентов из Китая, некоторые студенты с действующими визами подвергаются длительным допросам, часто касающимся их связей с китайским правительством. Западные СМИ, контролируемые государством в Китае, часто поднимают примеры неправильного обращения американцев с китайцами. Эти случаи используются в пропагандистских целях, чтобы показать Запад как расистский и враждебный к Китаю, создающий барьеры и угрожающий безопасности. Такое представление Запада, возможно, имеет целью отпугнуть некоторых китайских студентов от поездки в США.

Представители Китая, в частности Си Цзиньпин, стремятся показать свою страну как сторонника глобального сотрудничества, несмотря на сомнения в отношении глобализации.

Тем не менее, сам Си Цзиньпин не так активно выезжает за рубеж. В 2023 году после трехлетнего перерыва в поездках за границу он провел вне страны всего 13 дней, в то время как в 2019 году это число было более типичным – 28 дней. Например, в сентябре прошлого года он отказался от участия в ежегодной встрече лидеров «Большой двадцатки» в Индии, хотя ранее он посещал подобные мероприятия лично или онлайн. Однако в ноябре он поехал в Сан-Франциско на саммит форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, где, встретившись с президентом Байденом, подчеркнул, что для США и Китая «отвернуться друг от друга не является вариантом».

Многие китайские чиновники продолжают внимательно следить за экономической ситуацией в стране, где сталкиваются с проблемами упадка фирм, проблемами в сфере недвижимости и значительными долгами. Тем не менее, они все еще видят потенциальные выгоды от сотрудничества с западными рынками, капиталом и технологиями. Вместе с этим Си Цзиньпин продолжает демонстрировать военное давление на Тайвань, хотя, по-видимому, не готов к полномасштабному конфликту с Западом, который может иметь серьезные последствия. В декабре Китай возобновил военные контакты с США, которые были приостановлены более года в знак протеста против диалога между США и Тайванем на высоком уровне. Хотя возможности для диалога пока ограничены, Си Цзиньпин стремится к стабильным отношениям с Западом и, кажется, не заинтересован в том, чтобы западные граждане отвернулись от Китая. Это отчетливо проявляется в кампании «Нихао, Китай». С декабря туристам из Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Испании, Швейцарии и Малайзии разрешено посещать Китай без визы на 15 дней. В то время как россияне не получают таких же привилегий.

Однако многие западные предприниматели, оценивая нестабильность экономики Китая и строгий контроль со стороны правительства, чувствуют беспокойство. Прямые иностранные инвестиции в новые проекты в Китае сократились с более чем 87 миллиардов долларов в 2013 году до менее 18 миллиардов долларов в 2022 году. Потоки портфельных инвестиций в Китай были отрицательными на протяжении последних четырех кварталов, поскольку глобальные фонды избавлялись от китайских акций. Западные бизнесмены также обеспокоены нарастающей деятельностью китайской тайной полиции: рейды на зарубежные консалтинговые фирмы в Китае вызвали тревогу.

Напомним, что разведка Китая наказала эколога, борясь с экономическим спадом.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!