Встреча Байдена и Си: чего хотел достичь Китай на переговорах в Сан-Франциско

Когда президент Китая Си Цзиньпин встретился с руководителями компаний за ужином в среду вечером в Сан-Франциско, он был встречен не одной, а тремя овациями со стороны бизнес-сообщества США. Это была одна из нескольких побед китайского лидера в сфере связей с общественностью во время первой за шесть лет поездки в Соединенные Штаты, где он и президент Джо Байден достигли соглашений, касающихся фентанила, военных коммуникаций, а также искусственного интеллекта, в рамках Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

По словам людей, проинформированных о поездке, все три результата были результатом, которого Соединенные Штаты добивались от Китая, а не наоборот. Но Си Цзиньпин, похоже, достиг собственных целей: добиться политических уступок США в обмен на обещания сотрудничества, ослабления двусторонней напряженности, что позволит больше сосредоточиться на экономическом росте, а также даст шанс привлечь иностранных инвесторов, которые все больше избегают Китая из-за геополитической нестабильности.

Экономика Китая замедляется, и в начале этого месяца страна сообщила о своем первом квартальном дефиците прямых иностранных инвестиций. В это время правящая Коммунистическая партия боролась с политическими интригами, которые подняли вопросы о принятии решений Си, включая внезапное и необъяснимое отстранение от должности его министра иностранных дел и министра обороны.

«Если США и Китай смогут справиться со своими разногласиями, это будет означать, что Си Цзиньпину не придется отвлекаться на двусторонние отношения», — сказал Александр Нил, научный сотрудник Тихоокеанского форума на Гавайях.

Выполнение обещания Си Цзиньпина о прекращении потока фентанила в Соединенные Штаты было одним из первых пунктов в списке дел Байдена на саммите. Высокопоставленный представитель США заявил, что соглашение, согласно которому Китай будет преследовать конкретные компании, производящие прекурсоры фентанила, было заключено на основе принципа «доверяй, но проверяй». В ответ правительство США исключило китайский институт судебной экспертизы общественной безопасности из списка санкций Министерства торговли, куда он был внесен в 2020 году из-за предполагаемых злоупотреблений в отношении уйгуров.

Критики предупредили, что снятие санкций против института просигнализирует Пекину о том, что списки американских компаний подлежат обсуждению, и поставили под сомнение готовность администрации Байдена оказать давление на Китай.

Байден также назвал успехом соглашение о возобновлении военного диалога, прерванное Китаем после поездки тогдашнего спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси в 2022 году на Тайвань, на который претендуют китайцы. Но хотя официально Пекин приветствовал  снижение напряженности, это вряд ли изменит военное поведение Китая, которое США считают опасным, например, перехваты американских кораблей и самолетов в международных водах, которые привели к ряду промахов.

«Китай опасается, что горячие линии могут быть использованы в качестве потенциального предлога для присутствия США в районах, которые он считает своими», — сказал Крейг Синглтон, эксперт по Китаю в Фонде защиты демократий в Вашингтоне.

Чиновники администрации Байдена признали, что наладить функциональные военные отношения будет не так просто, как полурегулярные встречи между представителями министерства обороны.

В своем публичном обращении к Байдену Си Цзиньпин предположил, что Китай стремится к мирному сосуществованию с Соединенными Штатами, и сказал лидерам бизнеса, что Китай готов быть «партнером и другом».

В значительной степени уважительный прием, оказанный Си американскими хозяевами, широко осветили в жестко контролируемых китайских СМИ, чтобы показать внутренней аудитории, что их президент управляет наиболее важными политическими отношениями.

«Си Цзиньпин, возможно, сделал расчет, что преувеличение американской угрозы наносит Китаю и его положению в партии, а также самой партии больше вреда, чем пользы», — сказал Дрю Томпсон, бывший чиновник Пентагона.

В то же время Си Цзиньпин повторил Байдену тезисы, которые он высказал ранее в этом году президенту России Владимиру Путину, призвав президента США рассматривать американо-китайские отношения через «ускорение глобальных преобразований, невиданных за столетие». Аналитики говорят, что это символ веры в то, что Китай – и Россия – перестраивают международную систему, возглавляемую США. Тем не менее, на этот раз прагматизм, возможно, перевесил идеологию. Китай прекрасно осознает, что для его экономического прогресса по-прежнему необходимо поддерживать нормальные отношения с США и западными странами.

Источник

Майкл Мартина и Грег Тород, Reuters

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!