Foreign Policy: Эритрея и Эфиопия готовятся к новой войне

За пять бурных лет с 2018 по 2023 год динамика отношений между Эритреей и Эфиопией менялась от враждебности к сотрудничеству, а теперь оказалась на грани войны. Источник: Foreign Policy

Читайте также: Россия поставила средства радиоэлектронной борьбы в Эфиопию

Их меняющиеся отношения глубоко переплетены с региональной политикой и борьбой за власть, в первую очередь вращаясь вокруг амбициозного стремления Эфиопии вернуть себе доступ к Красному морю, который она потеряла в 1991 году после обретения Эритреей независимости. Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед постоянно за закрытыми дверями обвинял Народно-освободительный фронт Тыграя (НФОТ) в признании независимости Эритреи. Сообщается также, что Абий обвинил Эритрею в срыве Преторийского мирного соглашения, подписанного между НФОТ и федеральным правительством, которое положило конец гражданской войне в Эфиопии, в которой Эритрея воевала на стороне правительства против НФОТ в прошлом году.

13 октября эфиопские СМИ показали ранее записанную речь Абия перед парламентом, в которой подчеркивалась важность Красного моря для будущего Эфиопии. Он заявил о своем стремлении создать военно-морскую базу. (Военно-морские силы уже сформированы).

Это заявление встревожило соседние страны, такие как Джибути и Сомали, и даже Соединенные Штаты, где госсекретарь Энтони Блинкен недавно призвал обе страны воздерживаться от провокаций и уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность всех стран региона.

Современная Эфиопия имела прямой выход к Красному морю только в период с 1952 по 1991 год, период, отмеченный дорогостоящей Освободительной войной Эритреи. После того как Эритрея получила независимость, она вернулась к своим прежним границам без формальной демаркации. Пограничный конфликт в 1998 году перерос в войну, которая продолжалась до 2000 года и завершилась Алжирским соглашением, которое призывало к созданию Комиссии по установлению границы. Эфиопия неохотно приняла решение комиссии и не стала его активно реализовывать, что привело к напряженному противостоянию, которое продолжалось до прихода к власти Абия в 2018 году. Стоит отметить, что с 1998 по 2018 год в Эфиопии наблюдался значительный экономический рост, не зависящий от эритрейских портов.

Когда Абий посетил Эритрею в июле 2018 года, обе страны объявили о прекращении состояния войны. Они согласились восстановить дипломатические отношения, возобновить авиасообщение и облегчить торговлю, открыв свои границы. Это важное мирное соглашение привело к открытию посольств и возобновлению полетов между двумя странами, что поначалу вселило большой оптимизм.

Абий был удостоен Нобелевской премии мира в 2019 году с акцентом на его роль в разрешении пограничного спора с Эритреей. Оглядываясь назад, можно сказать, что признание Нобелевского комитета в первую очередь вознаградило мирный процесс, направленный на прекращение одного конфликта, одновременно непреднамеренно заложив основу для нескольких других.

Нобелевская эйфория длилась недолго. Через несколько месяцев граница снова была закрыта, и осталось множество нерешенных проблем. Соглашения, подписанные двумя лидерами, были окутаны тайной. Впоследствии в 2020 году против Тыграя была начата разрушительная совместная военная кампания с целью покончить с общим врагом, НФОТ, что привело к крупномасштабному гуманитарному кризису.

Эритрейские военные источники предполагают, что страна сейчас готовится к потенциальной войне, поскольку Эфиопия собирает войска вблизи границы с Эритреей в Залембессе, которая находится недалеко от столицы Асмэры. В этом районе в последнее время наблюдалась повышенная активность самолетов и передвижение войск. На фоне мирового внимания к выборам в США в 2020 году Абий начал войну с НФОТ. Есть опасения, что он может нацелиться на Эритрею сейчас, на фоне внимания всего мира к сектору Газа.

Если начнется война между двумя странами, Эфиопия может сосредоточить свои военные действия на фронте Асэба, регионе, подходящем для воздушных налетов и ударов беспилотников и удаленном от центра Эритреи. Эритрея может столкнуться с логистическими проблемами при укреплении этого района, что, возможно, приведет к выводу войск из 52 районов, которые она оккупирует в Тыграе. По оценкам, в настоящее время эритрейские войска разместили девять дивизий в оккупированных ими приграничных районах Тыграя общей численностью около 40 000 солдат.

Эти дивизии усилены механизированными силами, от которых Эритрея во многом зависит. Эритрея утверждает, что она развернута в районах, выделенных ей пограничной комиссией. Вполне возможно, что Эритрея может напасть на Эфиопию и оккупировать новые территории в качестве превентивного шага. Как и в 1998 году, небольшой инцидент или просчет одной из сторон может привести к полномасштабной войне.

Начало войны может дать Эфиопии возможность вернуть себе территории, оккупированные Эритреей или контролируемые ополченцами Амхары. Кроме того, оставшиеся силы НФОТ, около 200 000 из которых еще не разоружены, могут попытаться вернуть себе территории, которые, по их мнению, принадлежат им по конституции.

Обе страны не готовы к полномасштабной войне из-за тяжелых потерь, которые они понесли во время конфликта в Тыграе. Война, возможно, унесла жизни около 600 000 человек. По оценкам, более 1 миллиона человек остаются внутренне перемещенными лицами в результате войны в Тыграе. Постконфликтное восстановление Эфиопии оценивается в 20 миллиардов долларов.

Эфиопские вооруженные силы рассредоточены и сталкиваются с многочисленными проблемами, особенно в регионах Амхара и Оромия. Конфликт в регионе Оромия в Эфиопии тлеет уже пять лет без особого международного внимания, в основном внутри Оромии, но время от времени затрагивая соседние регионы, такие как Бенишангуль-Гумуз, Гамбелла и Амхара.

Читайте также: Meta обвинили в подстрекательстве к разжиганию конфликта в Эфиопии

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!