Reuters: Россия столкнулась с проблемой доставки зерна после атаки на украинские порты

Для экспорта зерна Россия вынуждена все больше полагаться на «теневой флот», состоящий преимущественно из более старых зерновозов, зачастую принадлежащих судовладельцам в Турции или Китае. Источник: Reuters

Жалобы России на зерновую сделку, которую она в итоге отказалась продлевать в июле, касались преимущественно трудностей, которые испытывали российские экспортеры зерна в работе с западными контрагентами — судовладельцами, страховщиками, банками, которые часто отказывались работать с Россией. В Москве это называли «скрытыми санкциями», хотя на сам экспорт зерна санкции не распространялись.

Источники Reuters в индустрии говорят, что они и правда часто отказываются работать с российскими компаниями. Часть крупных судовладельцев (как минимум три) отказались от любых контактов с Россией уже с февраля 2022 года, а страховщики говорят, что российские терминалы и порты часто не могут пройти проверку на отсутствие связи с подсанкционными лицами. 

Тем не менее, еще в прошлом году Россия экспортировала рекордный объем пшеницы на судах, зафрахтованных у международных судовладельцев и трейдеров. Этим летом ситуация начала меняться. С 1 июля с Россией перестали работать большие трейдеры Louis Dreyfus, Viterra и Cargill, а Россия начала фрахтовать суда у небольших судовладельцев, к которым эти трейдеры не прикасаются — о росте числа российских заявок на такие суда на 40% (до 257) в июле сообщила платформа Shipfix, агрегирующая такие заказы.

После провала зерновой сделки Россия начала атаковать украинские порты, что привело к резкому удорожанию страховых премий на перевозку российского зерна. По словам трех источников издания, эти дополнительные премии исчисляются десятками тысяч долларов ежедневно. 70% российского экспорта зерна проходит через черноморские порты.

Судовладельцы, которые еще готовы работать с российскими черноморскими портами, тоже резко подняли расценки на свои услуги — один анонимный источник рассказывает, что они просят за перевозку российских грузов на 10 тыс. долларов в день больше, чем за аналогичные грузы из портов Болгарии и Румынии.

Все это приводит к удорожанию российского зерна на мировом рынке, сказал агентству глава российского Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Российский Минсельхоз заявил Reuters, что он прогнозирует снижение экспорта на 8% в этом году по сравнению с прошлым. Причины этого в министерстве не назвали.

Сообщалось, что Россия нанесла удар по Измаильскому морскому торговому порту на Дунае, спровоцировав резкий рост мировых цен на зерно. На Чикагской бирже пшеница только за сегодняшний день выросла на 5%.

Клаус Йоханнис, президент Румынии, осудил ракетные удары на юге Украины, нанесенные по инфраструктуре, и назвал такие действия военным преступлением.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!