Bloomberg: китайский бизнес не поверил в завершение эпохи репрессий против техногигантов

После двухлетнего подавления частного бизнеса Си Цзиньпин пытается убедить китайских предпринимателей, что они могут безопасно вернуться к созданию технологических стартапов и восстановлению экономики страны. Но в это трудно поверить. Атака Коммунистической партии на частный бизнес началась в конце 2020 года с дела Джека Ма и введения широких ограничений на недвижимость, что нанесло серьезный ущерб экономике. Каждый раз, когда Пекин давал сигналы на «потепление», репрессии распространялись на новые сектора, от игр до онлайн-образования и такси. Венчурные капиталисты затормозили инвестиции. Источник: Bloomberg

Читайте также: США расследуют американские инвестиции в военные технологии Китая на фоне шпионских аэростатов и сотрудничества с Россией

В качестве последнего признака давления правительства на бизнес можно назвать исчезновение Бао Фань, известного банкира технологической индустрии, после чего его компания дала короткий комментарий о том, что он сотрудничает с властями по неуточнённому расследовании. Неожиданное исчезновение такой крупной фигуры может оказать гораздо большее влияние на психологическое состояние корпоративного класса Китая, чем любые ободряющие слова в государственных СМИ.

«Это правление страхом: есть ощущение, что Пекин всегда может прийти за вами. Бизнес будет осторожничать», — комментирует главный экономист Natixis по Азиатско-Тихоокеанскому региону Алисия Гарсия.

Интервью с более чем дюжиной китайских предпринимателей, венчурных инвесторов и аналитиков выявило широко распространенную озабоченность по поводу подхода Пекина к частному бизнесу, поскольку страна пытается оправиться от трехлетнего карантина, введенного в связи с коронавирусом. Несмотря на обнадеживающие комментарии лидеров Коммунистической партии, они опасаются, что ориентированная на рынок позиция Китая не продлится долго. Между деловой уверенностью и экономическим ростом существует прямая связь: если репрессии Пекина продолжатся, последствия могут сократить экономический рост примерно на 1%.

Согласно данным, собранным Bloomberg, в прошлом году валовой внутренний продукт вырос всего на 3%, что далеко от среднего исторического значения, а в  этом году, по прогнозам, он вырастет примерно на 5%.

Цель Китая в 5% ВВП говорит о том, что репрессии Си Цзиньпиня не закончились.

Один венчурный капиталист, который был очень активен в Китае, не инвестировал ни в одну сделку в 2022 году из-за рисков, связанных с государством, и не планирует поддерживать какие-либо стартапы в этом году, несмотря на то, что у него есть более 200 миллионов долларов неиспользованного капитала. Другой инвестор в Шэньчжэне сделал всего две инвестиции в 2022 году, что составляет одну десятую от уровня предыдущих лет. В целом в прошлом году венчурные сделки упали на 45% до $82 млрд.

Возьмем, например, игорный сектор. Регулирующие органы начали сертифицировать новые наименования в прошлом году после почти годичного замораживания, что инвесторы сочли амнистией для давно преследуемой отрасли. Но соучредитель одной из игровых студий в Гонконге сказала журналистам, что ее фирма остается в подвешенном состоянии с точки зрения регулирования. Две игры уже удалили из магазина приложений страны из-за проблем с лицензированием, и ей еще предстоит получить зеленый свет для новых игр.

«Ведение бизнеса в Китае означает, что вы попадаете в информационный черный ящик», — отметила соучредитель.

Рэй Сяо, основатель стартапа по производству электронных сигарет SnowPlus Tech из Шэньчжэня, закрыл все свои 400 магазинов прямых продаж в Китае и сократил штат сотрудников на 60% после нормативных изменений в отрасли.

Сейчас он сосредоточен на таких рынках, как Юго-Восточная Азия и Россия для роста.

«Что касается Китая, нам просто нужно дождаться, пока правительство накажет всех, кто, по его мнению, поступает неправильно, и признать, что вы ничего не можете сделать», — сказал Сяо.

Многое будет зависеть от Си и нового состава политиков, которые придут к власти на Всекитайском собрании народных представителей в этом году. Согласно новым прогнозам Bloomberg Economics, если китайские лидеры проведут правильное сочетание реформ, направленных на повышение производительности труда, устойчивые торговые и технологические связи с США и компенсацию последствий старения населения, Китай может достичь годового роста около 5% к 2030-му году. Если они не справятся с этими ключевыми задачами, отступят от либерализации рынка и неправильно поступят я с кризисом недвижимости, рост может замедлиться до 2% в год.

В воскресенье, когда Китай установил цель роста на уровне около 5% на этот год, уходящий премьер-министр Ли Кэцян заявил, что страна должна поощрять частный капитал к сотрудничеству в крупных правительственных инициативах и проектах. По его словам, «эффективно противодействуя попыткам извне подавить и сдержать развитие Китая», Китай должен «объединить качественные ресурсы и предпринять согласованные усилия» для достижения прорывов в ключевых технологических областях в будущем. Пекин усилил свою риторическую поддержку частного сектора в декабре после того, как репрессии в сфере технологий вызвали вопросы о позиции партии. Он назвал рост частного сектора главным приоритетом — отчасти потому, что высшее руководство собирается вновь задействовать традиционно перегруженный сектор для реанимации экономики, разрушенной вирусом. Си заменил зловещий лозунг «предотвратить беспорядочное расширение капитала» на более обнадеживающий «направлять здоровое развитие капитала».

Инвесторы приветствовали каждый намек на возвращение к нормальной жизни.

Китайские интернет-гиганты Tencent Holdings Ltd. и Alibaba Group Holding Ltd. увеличили совокупную рыночную стоимость более чем на 200 миллиардов долларов с начала декабря по конец января.

Даже Didi Global Inc., стартапу по вызову такси, который вызвал гнев Пекина, было разрешено вернуться в китайские магазины приложений.

Но гиганты Китая — это тени самих себя.

Alibaba, когда-то безжалостная сила, готовая вторгнуться в каждый бизнес, связанный с ее операцией электронной коммерции, выросла всего на 2% в последнем квартале, поскольку она сосредоточилась на сокращении расходов. Предприниматели и венчурные капиталисты одинаково осторожны. Они сосредоточены на секторах с явным благословением Пекина, таких как полупроводники, искусственный интеллект и биотехнологии. Один из популярных подходов — инвестировать в «маленьких гигантов» или присоединиться к ним — так Министерство промышленности и информационных технологий награждает стратегически важные стартапы.

Вэнь Шухао стал свидетелем растущей поддержки своего стартапа Xtalpi, который использует искусственный интеллект для более эффективного поиска лекарств.

Сразу после того, как в январе закончились китайские новогодние каникулы, он промчался между Шэньчжэнем, Гуанчжоу и Гонконгом по высокоскоростной железной дороге, чтобы зафиксировать планы расширения в Гонконге.

«Доверие людей возвращается», — сказал Вэнь Цзябао, добавив, что ожидает, что его выручка увеличится более чем вдвое в 2023 году.

Рост напряженности в отношениях с США добавил рисков.

Администрация Байдена готовит указ, который ограничит инвестиции в определенные части китайской экономики, включая передовые технологии, такие как искусственный интеллект, которые могут укрепить военный и разведывательный потенциал страны.

Сигналы о непредсказуемости Пекина выходят далеко за рамки исчезновения одного банкира. На прошлой неделе китайские регуляторы заявили, что изучают меры по обузданию «чрезмерной» зависимости молодежи от коротких видеороликов — формата, популяризированного технологическими гигантами, такими как ByteDance Ltd. и Kuaishou Technology. Их акции упали на этой новости.

«У рынков нет причин думать, что Пекин навсегда отступил от своего технологического репрессивного курса, — сказал Брок Сильверс, управляющий директор частной инвестиционной компании Kaiyuan Capital Ltd.

Ранее мы писали, что Китай прекратил инвестировать в Россию.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!