Глава Сбербанка РФ вывел миллионы долларов за границу вместе с другом из ФСБ — расследование

Глава Сбербанка РФ Герман Греф считается одним из главных «либералов» в окружении Владимира Путина. Многие ждали от Грефа и таких, как он, публичного несогласия с решением Кремля начать войну с Украиной, но не дождались. Недавно Греф даже сказал, что вызванный войной кризис делает жизнь только интересней. Все дело в том, что Греф — сам важная часть выстроенной при Путине системы — на словах он поддерживает курс Кремля, а на деле выводит миллионы долларов за границу, в том числе при поддержке карманного рейдера из ФСБ. Источник: Проект

Читайте также: Скрытые миллионы главы Сбербанка РФ засветились в докладе Pandora Papers

Доверенный человек Грефа — Ашот Хачатурянц в 90-х работал в бизнесе и какое-то время даже жил в Аргентине, потом — «Газпром», Минэк под началом Грефа, затем Хачатурянца на несколько лет делегировали в ФСБ замом директора пограничной службы. В 2008 году Хачатурянц вернулся к Грефу — на место руководителя подразделения Сбербанка, получившего название «Сбербанк — Капитал».

Эта структура была создана как инвестиционное подразделение, но почти сразу превратилась в фирму для работы с плохими долгами банка. В 2009 году Хачатурянц произнес коронную фразу: «Чего нас бояться — мы же не рейдеры», хотя именно в рейдерских захватах бизнеса эту «дочку» Сбербанка и обвиняли. Возможно, из-за схемы работы, которая часто выглядела так: бизнесмены брали в Сбербанке кредиты, но на фоне кризисов — 2008-го и 2014-го гг — теряли клиентов и контрагентов, лишаясь возможности обслуживать кредит.

Банк переуступал их долг «Сбербанк-Капиталу», а тот в обмен на списание долга предлагал заемщику отдать контрольный пакет акций в его компании за символическую плату. Если заемщик соглашался, «Сбербанк-Капитал» вводил в компанию своих людей и начинал ею управлять. Если собственники упрямились, против них нередко возбуждались уголовные дела. В обоих сценариях бизнес в итоге продавался сторонним инвесторам, которым Сбербанк иногда еще и выдавал кредит на покупку. Новые собственники порою были тем или иным образом связаны с менеджерами Грефа.

Именно такая история приключилась с владельцем компании «Павловскгранит» Сергеем Поймановым. В 2008 году он одолжил у Сбербанка 5 млрд рублей на выкуп 47 не принадлежавших ему процентов в капитале компании. Вскоре разразился финансовый кризис, и Пойманов захотел реструктурировать долг, банк согласился, но при условии, что тот отдаст 51% акций «Сбербанк-Капиталу». Пойманов заартачился. В ответ банк потребовал вернуть весь долг немедленно, параллельно препятствуя попыткам Пойманова перекредитоваться в другом месте.

Пока Пойманов искал решение, с ним на связь вышел друг Грефа Юрий Жуков, собственник «Национальной нерудной компании» (ННК) — эта компания была конкурентом «Павловскгранита». Он предложил помочь договориться со Сбербанком, но только если Пойманов вольет «Павловскгранит» в НРК. Жуков даже привел на встречу сына главы Сбербанка Олега — «как бы в подтверждение своих возможностей», вспоминает Пойманов в беседе с «Проектом». Пойманов от предложения отказался, и «Сбербанк-Капитал» его просто уничтожил.

В 2010 году компанию Пойманова выставили на торги, предварительно проведя оценку актива. Эту оценку для Сбербанка сделала компания «НЭО-Центр» — по ее мнению выходило, что весь бизнес стоил 3 млрд рублей, то есть значительно меньше, чем даже кредит в Сбербанке на покупку 47% компании Пойманова. Независимой эту оценку назвать сложно — тот же Олег Греф был тогда совладельцем «НЭО-Центра» , в компании также работала племянница Германа Грефа Ольга Тыщенко.

В итоге акции «Павловскгранита» были проданы офшорам , конечным бенефициаром большинства из которых скрытно являлся тот самый Жуков, приятель Грефа . Как только Пойманов обратился в американский суд, на родине против него возбудили уголовное дело о злоупотреблении полномочиями и упекли в тюрьму. Два года назад он вышел на свободу. «Я полностью уверен, что Греф, Хачатурянц и Жуков действовали заодно. С помощью относительно небольшого кредита у меня не только отобрали компанию, но еще и оставили в долгах», — резюмирует Пойманов в разговоре с «Проектом».

В феврале 2020 года, почти в то же время, когда Пойманов выходил из заключения, Хачатурянц покинул Сбербанк и на время возглавил российскую футбольную Премьер-лигу. Правда, там он работал недолго. Большую часть карьеры Хачатурянц трудился на государственных должностях , включая «генеральскую должность» в ФСБ, что, впрочем, не помешало и ему стать сверхбогатым человеком, любящим жить и инвестировать не на родине, а за границей.

В итальянской Флоренции Хачатурянц владеет двумя компаниями — одна из них владеет оливковыми рощами, из урожая которых потом производит коллекционное масло и продает его в Россию. Вторая компания управляет четырехзвездочным отелем The J & J Hotel в историческом центре Флоренции.

Естественно, бывший менеджер госбанка, российского футбола и сотрудник ФСБ жить тоже предпочитал в Италии — там же в Тоскане недалеко от местечка Треспьяно Хачатурянцу принадлежат более 40 земельных участков, общей площадью в 12 гектаров. На них стоят три дома с вертолетной площадкой. Эти активы сейчас могут стоить около 10-15 млн долларов. Сам Хачатурянц в ответ на запрос «Проекта» не стал отрицать наличие бизнеса и «места жительства членов семьи» в Треспьяно, но отметил, что распространение такой информации может грозить рисками для его семьи со стороны «радикально настроенных лиц».

Читайте также: Вторжение в Украину обвалило прибыль Сбербанка в 20 раз

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!