Спрос на российское оружие падает третий год подряд — доклад

Российские производители, входящие в топ-100, сокращают объемы продаж оружия уже третий год подряд. В 2020 году падение составило 6,5% — 26,4 млрд долларов против 28,2 млрд в 2019 году.

Об этом говорится в опубликованном в понедельник докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ).

Читайте также: Украина получит ракетное оружие и военные корабли от Великобритании

В прошлом году на долю девяти российских компаний пришлось всего 5% общего объема топ-100.

Наивысший показатель — 31,5 млрд долларов — был достигнут в 2017 году, после чего продажи постоянно сокращались.

С одной стороны, это объясняется завершением госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, из-за чего последующее финансирование военной отрасли в реальном выражении уменьшилось, с другой — нарушением графика поставок, вызванным пандемией COVID-19.

При этом в докладе отмечается, что падение происходило на фоне поддержки военно-промышленного комплекса правительством, предпринятой для минимизации отрицательного эффекта от пандемии. Авторы доклада отмечают еще одно ключевое направление в российском ВПК: диверсификацию производственных линеек, предусмотренную политикой правительства, поставившего перед ВПК задачу увеличить долю продукции гражданского назначения до 30% к 2025 году и 50% к 2030 году.

Общие данные

Объем продаж вооружений и военных услуг 100 крупнейших компаний мира составил в 2020 году 531 млрд долларов, что на 1,3% больше в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2020 году объем продаж 100 ведущих производителей на 17% превысил соответствующий показатель 2015 года, когда в доклад СИПРИ были впервые включены данные по китайским компаниям. Прошлый год оказался шестым годом подряд, когда глобальные военные продажи неуклонно росли. И это на фоне сокращения глобальной экономики в первый год пандемии на 3,1%.

Компании США и Китая

Самыми многочисленными в топ-100 снова стали компании США — 41.

Общий объем их продаж составил 285 млрд долларов, что на 19% больше, чем в 2019 году. На них пришлось 54% совокупного объема топ-100. Начиная с 2018 года первая пятерка рейтинга состоит только из американских компаний.

В США авторы доклада СИПРИ отмечают тенденцию к слиянию и приобретению одних компаний другими. Это делается для расширения портфеля заказов и получения преимуществ в борьбе за контракты на поставки военной продукции.

Вторая по величине доля объема топ-100 — в 13% — принадлежит китайским производителям вооружений. В 2020 году она составила 66,8 млрд долларов, что на 1,5% больше показателя 2019 года.

Европейские производители

Что касается европейских военно-промышленных компаний, то в 2020 году в топ-100 их насчитывалось 26.

Их объем продаж составил 21% от общего показателя и равнялся 109 млрд долл. Из них 37,5 млрд пришлись на семь британских компаний, что на 6,2% больше, чем в предшествовавшем году.

Продажи компании BAE Systems («БАЕ системз»), единственного европейского производителя, входящего в топ-10, увеличились на 6,6% и составили 24 млрд долларов.

Продажи входящих в топ-100 немецких компаний достигли в 2020 году 8,9 млрд долларов, что составляет 1,3-процентный прирост по сравнению с 2019 годом.

В общем объеме топ-100 их доля равна 1,7%. Самый крупный военный производитель Германии, компания Rheinmetall, нарастила свои продажи на 5,2%, в то время как судостроительная компания ThyssenKrupp , напротив, уменьшила свои объемы на 3,7%.

Другие страны

Совокупный объем военных продаж компаний, находящихся за пределами США, Китая, России и Европы, составил в 2020 году 43,1 млрд долларов, что означает рост на 3,4% по сравнению с 2019 годом.

В общем объеме топ-100 на них приходится 8,1%.

Продажи входящих в топ-100 трех израильских компаний достигли 10,4 млрд долларов, что равно 2% от общего объема топ-100. Аналогичные показатели пяти японских поставщиков вооружений равнялись в 2020 году 9,9 млрд долларов и 1,9% соответственно.

В 2020 году в рейтинг топ-100 были включены четыре южнокорейские компании. Их совокупные продажи составили 6,5 млрд долларов, что на 4,6% больше объема предыдущего года.

Присутствующие в рейтинге три индийские военно-промышленные компании увеличили свой общий объем продаж на 1,7%.

В 2020 году правительство Индии объявило о поэтапном запрете импорта некоторых видов военной техники с целью повышения уровня самообеспеченности в области военного производства.

Ранее сообщалось, что Китай отреагировал угрозами на решение США продать оружие Тайваню.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!