FT: противостояние США и Китая может уйти в сферу финансов

Если есть что-то, с чем могут согласиться и республиканцы, и демократы в США, то это то, что Китай стал наибольшей долгосрочной стратегической угрозой для Америки. Именно финансовая сфера может стать следующим шагом в противостоянии США и Китая с новыми ограничениями на бизнес между двумя странами, пишет Financial Times.

Читайте также: США обнародовали список стран, приглашенных на саммит за демократию: Россию и Китай не позвали

И все же сейчас американские финансовые компании настроены достаточно оптимистично по отношению к Пекину. Такие банки как Citigroup, Goldman Sachs и JPMorgan Chase расширяют свой бизнес в Китае. Но что произойдет, когда стремления Уолл-Стрит к богатству в Китае столкнутся с политическими реалиями?

Этот вопрос вышел на первый план в ежегодном отчете американской Комиссии по обзору экономики и безопасности, выданному Конгрессу. В отчете было рекомендовано применение ряда новых ограничений на бизнес между двумя странами, и не только на товары и рабочую силу, но и потоки капитала.

Комиссия, члены которой назначаются лидерами как меньшинства, так и большинства в Конгрессе, имеет хорошую репутацию в прогнозировании законодательных и нормативных тенденций. Именно эта Комиссия первой начала говорить о рисках в цепях поставок в таких отраслях, как фармацевтика, еще в 2010 году и поставила вопрос о принудительном труде в Синьцзяне на политическую карту.

Как говорится в последнем докладе, Коммунистическая партия Китая не только использует экономическое принуждение и усиливает государственный контроль для продвижения собственной политической модели, «китайские политики обращаются к иностранному капиталу и менеджерам, когда они работают над тем, чтобы китайские рынки капитала служили как средство финансирования развития технологий и других политических целей КПК».

Новые рекомендации по борьбе с угрозой Китая включают: ограничение инвестиций в предприятия; предоставление Комиссии по ценным бумагам и биржам США полномочий требовать от компаний информацию о том, инвестируют ли они в фирмы, использующие принудительный труд в Синьцзяне и обязать государственные компании США сообщать, причастен ли комитет Коммунистической партии Китая к их деятельности. Есть также предложения по ограничению использования услуг облачных вычислений и операций по обработке данных, предоставляемых китайскими компаниями.

Потенциальные последствия для рынка, если такие правила станут законом, будут мощными. Для примера можно посмотреть только на идею заставить «американские компании с объектами в Китае» отчитываться на ежегодной основе о том «причастен ли комитет Коммунистической партии Китая к их деятельности». Это может показаться экстремальным шагом, но сотрудничество между негосударственными компаниями и Коммунистической партией Китая чрезвычайно возросло за последние годы.

В докладе отмечается, что «в 1998 году только 0,9% негосударственных компаний имели комитеты КПК, и эта цифра выросла до 16% к 2008 году. К 2013 году присутствие комитетов в негосударственных фирмах выросло до 58 процентов, а к 2017 году оно достигло 73 процентов». Если предположить, что эти цифры точны, трудно представить западную компанию или финансовое учреждение, ведущее бизнес в Китае, у которого не было бы потенциальных проблем.

С другой стороны, Комиссия также советует защитить американских инвесторов. Скорее всего именно капитал станет следующим фронтом экономического разъединения США и Китая.

Некоторые аналитики утверждают, что это усугубит геополитическое напряжение и навредит мировой экономике. Это может быть правдой. Но хотя Уолл-стрит, ожидаемо, хочет использовать новых международных инвесторов, а Пекину требуется капитал, чтобы решать собственные долговые проблемы, трудно не обращать внимание на активный порыв финансовых компаний к Китаю.

Стоит отметить, что сама Комиссия США по экономике и безопасности была сформирована Конгрессом в 2000 году как способ следить за эволюцией отношений между Пекином и Вашингтоном, даже когда Китай был на пути к вступлению во Всемирную торговую организацию.

Были большие надежды, но и сомнения даже тогда, что Китай станет свободнее по мере того, как станет богаче. Сомнения оказались обоснованными.

Каждый, кто считает, что между двумя странами не будет больше ограничений для бизнеса, ошибается. Вполне ожидаемым этапом могут стать «финансовые войны», резюмирует издание.

Видеовстреча Джо Байдена и Си Цзиньпина прошла в условиях высокого напряжения в отношениях между странами и низкого уровня ожиданий обеими сторонами конкретных договоренностей. Конкуренция между США и КНР по сути сконцентрирована вокруг формирования фундаментальной глобальной системы — основных идей, нарративов и направлений развития, определяющих международный порядок.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!